№ 2-6, 1999 (апрель - июнь) 

 

Тема

ОШИБКИ В КОНТРАКТАХ

 

ОШИБКИ В КОНТРАКТАХ

Среди лиц, не очень хорошо разбирающихся в хозяйственном праве, или тех, чья профессиональная позиция попросту не связана с данным видом деятельности, распространено мнение о том, что составление контракта является занятием, представляющим самостоятельную ценность. Спешим разочаровать уверовавших. Сам по себе контракт (или, как принято выражать данный документ в контексте российского гражданского законодательства, договор) вне контекста или вне обстоятельств конкретной сделки вряд ли будет иметь самостоятельную ценность. Почему? Дело в том, что в идеальном юридическом представлении договор - это формализованное описание всей сделки, либо осмысленной (оговоренной, продуманной и фактически сформированной) части сделки. Поэтому, не имея информации обо всех деталях и обстоятельствах сделки, нельзя составить реально действенный договор, даже стандартный договор купли-продажи, не говоря уже о сложных сделках. Что греха таить, адвокату зачастую приходится сталкиваться с документами, обозначенными словом “Контракт” или “Договор”, но содержащих внутри лишь неясное “бормотание” и попытку сформулировать то, о чем ни одной из сторон договора доподлинно не известно. Конечно, в свете положения о свободе договора, установленного ст. 421 Гражданского Кодекса РФ, такие документы могут представлять какую-либо значимость и даже на уровне правового полета мысли. Однако, работа с данными документами требует много сил у профессионального адвоката или юриста, знакомых с азами контрактного права и практики. Именно поэтому в данном материале мы даем небольшое описание того, как следует подходить к процессу составления подобной документации. Спешим сразу привести некоторые характерные детали содержания контракта, при упоминании коих у адвоката возникает вполне здравое желание либо коренным образом изменить все написанное, либо благополучно отправить документ в мусорную корзину.

1.Наличие бессмысленных фраз и формулировок, типа “покупатель должен своевременно оплатить...”, “заказчик обязуется предоставить всю документацию”, “арендатор обязуется эксплуатировать имущество должным образом”, “надлежащего качества”, и тому подобное. Конечно все эти филологические изыскания не смертельны, но с юридической точки зрения они мертвы, ибо, что такое надлежащее качество, скажем, у сушеного урюка, можно узнать лишь путем указания в контракте конкретных характеристик этого урюка. Да и помещения можно эксплуатировать “должным образом” вплоть до доведения его до непотребного состояния, причем, согласно закону, такая эксплуатация вполне может быть признана судом разумной и не противоречащей условиям договора. Резюме: всегда оговаривайте конкретику того, чтобы Вы хотели предположительно увидеть или почувствовать от Вашего контрагента или потрудитесь привести нормативно-правовую ссылку на то, что действительно должно происходить с предметом сделки и как он должен выглядеть. На уровне международной контрактной практики уже выработаны условия, характерные некоторым видам товаров или услуг, стандартные характеристики качества и условия эксплуатации. Существуют подобные документы и в российском законодательстве.

2.Указано, что кто-то должен что-то сделать или передать, но не указано, что будет, если он этого не сделает. То есть отсутствуют штрафные санкции, плохо прописана (или совсем не оговорена) арбитражная оговорка, заложены какие-то паралитические меры предварительной переписки. Учтите, что во многом от того, насколько Вы грамотно и правильно укажите ответственность контрагента за невыполнение требований договора, зависит то, что Вы сможете не остаться внакладе. Ведение бесчисленной переписки только выведет из нормального равновесия судей (если спор все-таки дойдет до судебно-арбитражных органов) и позволит бывшему партнеру свободно переместить свое финансовое состояние на другой расчетный счет, а то и попросту зарегистрировать новую фирму без оформления правопреемства, оставив “порядочную”, но, к сожалению, наивную вторую сторону в положении глубокого разочарования и страстного поиска помощи извне.

3.Присутствуют разделы “особые” или “прочие” условия, но характер этих разделов носит скорее характер “приписки”, нежели серьезную правовую основу. Это означает, что в данных статьях договора речь идет о каких-либо совершенно “беззубых” фразах, которые скорее портят общую картину, нежели ее дополняют. Указанные статьи очень важны, ибо подчеркивают то, что частники контракта знают о сложности сделки и допускают некоторые обстоятельства, могущие оказать влияние на оную, но не подходящие, скажем, под раздел “Форс-Мажор”. Условия и момент вступления контракта в силу, общие принципы делопроизводства и частные аспекты соотношения контрагентов, - это допустимые принципы, заключаемые в данных статьях.

4.В договоре отсутствует список приложений. Если сделка настолько проста, что приложения физически не вписываются в документ, то возникает резонный вопрос о том, зачем вообще было оформлять контракт? Ведь платеж по договору может идти по аккредитиву, а значит соглашение о его открытии, как минимум, должно стать приложением. То же самое можно сказать и о различных аспектах стандарта поставляемой продукции или услуг: качестве, количественной спецификации, вспомогательных соглашениях, актах. В некоторых договорах информация из приложений помещается в сам текст договора, что говорит о малом количестве информации, а значит - слабо проработанной сделке, а также о возможных неудобствах для третьих лиц, могущих возникнуть в связи с этим (к примеру, при растаможивании груза).

Очень часто приходиться сталкиваться с ситуацией, когда клиент приходит к адвокату и говорит примерно следующее: “Я собираюсь, что-то сделать, составьте мне контрактик”. Когда же юрист передает ему список вопросов, ответы на которые минимально необходимы для того, чтобы хоть что-то ответить на просьбу человека и помочь ему не заниматься самодеятельностью, клиент впадает в тяжелые раздумья. После чего говорит: “Я этого пока еще сам не знаю. Да и неважно это. Пишите типовое соглашение”. У молодых адвокатов подобная реакция вызывает недоумение, которое после деятельных правовых объяснений передается и клиенту; юристы поопытнее “осчастливливают” клиента каким-нибудь пыльным экземпляром типового контракта, предварительно занеся туда наименование организации клиента; профессиональный же практикующий адвокат забирает у клиента первоначальный перечень вопросов и дает ему другой - немного поменьше и попроще, или же снабженный вариантами ответов, с целью выяснить желания клиентов путем своеобразного мониторинга. Как правило, только в случае расстановки все точек над “и” выясняется полная картина сделки, включая и саму правовую природу контракта.

Иногда выявляются слабые, недостаточно продуманные и подготовленные места будущей сделки. Например, контрагенту переводятся деньги за товар, а у контрагента нет имущества, пустой счет и вообще не на что наложить арест или взыскание, в случае неисполнения обязательств. Выясняются всевозможные банковские нюансы, методы платежа и иные финансовые подробности, в будущем весьма полезные заказчику, дабы избежать краха и мошенничества.

В этих ситуациях переоценить значимость преддоговорной работы невозможно, поскольку она является максимально полезной, как для одной, так и для другой стороны. После выяснения и выявления всех вышеописанных обстоятельств адвокат работает над их устранением или помогает клиенту решить их самостоятельно. После согласования и решения всех потенциально “неудобных” и опасных мест договора с клиентом согласуется непосредственная схема сделки, которая станет фундаментом предложения контрагенту.

 

Следующий этап - согласование схемы сделки непосредственно с другой стороной договора и его представителями. Очень часто именно на данном этапе в уже разработанную схему приходится вносить существенные коррективы, что, впрочем, не должно пугать обоих контрагентов, так как при правильном и грамотном сложении всех “кубиков” перед предпринимателями наконец возникает какое-то подобие “готового дома”. Впрочем, практике известны случаи, когда во время совместного согласования сделка разрушалась из-за неустойчивости (финансовой, моральной, деловой) сторон или из-за предыдущего взаимонепонимания. При решении предыдущих проблем остается лингвистическая работа: перенести готовую схему сделки формальными словами на бумагу, то есть выработать окончательный вариант контракта. Встречаются случаи, когда сделка имеет многоступенчатую структуру или сложную договорную процедуру. При таком раскладе оптимальным будет вариант разбиения сделки на несколько логически законченных сделок, имеющих легко ощутимый и “осязаемый” результат. Соответственно, каждая часть оформляется в виде отдельного контракта. Подобный подход значительно облегчит работу и юристу и предпринимателю, ибо позволяет проще учесть делопроизводство по сделке и провести надлежащий контроль без “растекания мозгов” и суеты. Итак, после всех творческих перипетий правового характера, на руках у предпринимателей оказывается полновесный юридический документ, который, для подтверждения намерений сторон, может скрепляться их визами и удостоверяться юристами, ответственными за составление контракта, до непосредственного подписания. Дальнейшая работа по уже заключенному (подписанному сторонами и вступившему в юридическую силу) контракту ведется, как правило, ответственными за его исполнение подразделениями фирмы. Услуги юриста необходимы при контроле над правовыми последствиями сделки (передачей товара, страховыми рисками, работой с таможней, оформлением различных вспомогательных документов, и проч.), ну и естественно, при возникновении коммерческих споров с контрагентами. Впрочем, последней стадии мы Вам настоятельно рекомендуем не допускать.

Михаил Ю. Радченко - директор МЛХА;

Вадим В. Асосков - гл. специалист МЛХА,
руководитель ЮК "Ваш Адвокат в INTERNET"
http://www.advokat.pp.ru

на главную страницу "Вестника"
на главную страницу RIN