№ 2-5, 1999 (апрель - июнь)

Тема

Реструктуризация задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей

Реструктуризация задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей

Реструктуризация задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей - важный вопрос при решении проблем неплатежеспособности организаций и предприятий АПК. Юридический отдел "НижАгроФонда" дает комментарии по Постановлениям Правительства РФ № 1146 и 1147 от 2 октября 1998 г., предусматривающих возможность реструктуризации в Федеральный бюджет и внебюджетные фонды. По данным Госкомстата России на 01.01.98. из 26,9 тыс. сельскохозяйственных предприятий и организаций 23,4 тыс. (или 87%) имели просроченную кредиторскую задолженность (без учета кредитов банков и займов). Общая сумма просроченной задолженности составила 63,8 трлн. неденоминированных руб. Только за 1997 г. сумма задолженности по сельскохозяйственным предприятиям РФ в 2,3 раза превысило фактические платежи. А задолженность скапливается с 1994 г. Очевидно, что погасить эту задолженность в обычном порядке не удастся и это становится государственной проблемой. Структура задолженности: поставщики и подрядчики 38%; оплата труда 9%; бюджеты 13%; внебюджетные фонды 34%; прочие -6%. Первая группа кредиторов - поставщики и подрядчики. Возможность реструктуризации задолженности здесь определяется желаниями каждого отдельного кредитора. Государство на этот процесс может влиять слабо.

Следующая группа кредиторов- работники, перед которыми имеется задолженность по заработной плате. Государство в данной ситуации может требовать только выплаты МРОТ, большего оно потребовать не может. Третья группа кредиторов- бюджеты разных уровней и внебюджетные фонды. Здесь видно, что государство является основным кредитором сельскохозяйственных организаций 47% от суммы задолженности, причем задолженность бюджетам всех уровней составила 13%, государственным внебюджетным фондам 34%. Причинами накопления задолженности, на наш взгляд, являются существующая система сбора налогов и платежей во внебюджетные фонды, высокие ставки пени, безакцептный порядок снятия со счета просроченного платежа и пени. Возможность реструктуризации определяется Федеральным Законом "О федеральном бюджете на 1998 год.", благодаря этому можно провести реструктуризацию федеральному бюджету и внебюджетным фондам. В целях оздоровления финансового состояния предприятий и организаций агропромышленного комплекса, расширения возможности их коммерческого кредитования в ст. 71 ФЗ "О Федеральной Бюджете" сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям по техническому обслуживанию сельскохозяйственных товаропроизводителей, организациям перерабатывающей промышленности, не менее 51 процента голосующих акций (паев, долей) которых принадлежит сельскохозяйственным товаропроизводителям предоставляется отсрочка до 1 декабря 2005 года по переоформленным в государственный внутренний долг централизованным кредитам, выданным в 1992 -1994 годах, и начисленным по ним процентам, с 1 января 1998 года плата за обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации по указанным централизованным кредитам и начисленным по ним процентам установлена в размере 5 процентов годовых. Погашение задолженности по указанным централизованным кредитам и начисленным по ним процентам и выплата процентов за обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производятся с 1 января 2000 года до 1 декабря 2005 года равными долями. Кроме того, Правительству РФ и Центральному банку РФ поручено переоформить в 1998 году не имеющую источников возврата задолженность по состоянию на 1 января 1998 года по централизованным кредитам, выданным в 1992 - 1994 годах предприятиям и организациям агропромышленного и начисленным по ним процентам в сумме до 5,0 млрд. рублей в государственный внутренний долг Российской Федерации.

В ст. 74 предусмотрена отсрочка задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей, предприятий и организаций агропромышленного комплекса по платежам в федеральный бюджет, включая пени и штрафы, также предусмотрена реструктуризация задолженности по платежам в Пенсионный фонд Российской Федерации, включая пени и штрафы, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации. с началом погашения указанных долгов равными долями с 1 января 2000 года с уплатой процентов по обслуживанию указанного долга в размере 5 процентов годовых.

Во исполнение ФЗ "О Федеральном бюджете> 2 октября 1998 г. Правительством РФ были приняты Постановления № 1146 "О порядке проведения в 1998 году реструктуризации задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей, предприятий и организаций агропромышленного комплекса государственным внебюджетным фондам РФ", № 1147 "О предоставлении сельскохозяйственным товаропроизводителям, предприятиям и организациям агропромышленного комплекса отсрочки (рассрочки) погашения задолженности по платежам в Федеральный бюджет. В Постановлении № 1146 разрешается государственным внебюджетным фондам Российской Федерации предоставлять сельскохозяйственным товаропроизводителям, предприятиям и организациям агропромышленного комплекса на основе соглашений, заключаемых с государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, рассрочку на пять лет погашения задолженности по платежам. Уплата сельскохозяйственными товаропроизводителями страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, за исключением Фонда социального страхования Российской Федерации, с 1 января по 1 октября текущего года производится исходя из фактических выплат заработной платы, но не менее сумм, исчисленных с минимального размера оплаты труда, а в период с 1 октября текущего года по 1 января следующего года осуществляются окончательные расчеты. Перечень предприятий агропромышленного комплекса, для которых предусматривается реструктуризация задолженности, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации совместно с органами управления государственных внебюджетных фондов. Порядок заключения соответствующих соглашений о предоставлении рассрочек определяется органами управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Постановление № 1147 предоставляет отсрочку (рассрочку) на 5 лет погашение задолженности сельскохозяйственным товаропроизводителям, предприятиям и организациям агропромышленного комплекса по платежам в федеральный бюджет, включая штрафы и пени, с даты принятия решения о предоставлении отсрочки (рассрочки) и началом погашения указанного долга с 1 января 2000 г. равными долями с уплатой процентов по обслуживанию отсроченного (рассроченного) долга в размере 5 процентов годовых.

Размер задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет, подлежащей отсрочке (рассрочке), по конкретным организациям определяется с учетом погашенной в 1998 году части задолженности, образовавшейся по состоянию на 1 января 1998 г.

Сумма задолженности по начисленным пеням, подлежащая отсрочке (рассрочке), определяется с учетом ее пересчета в соответствии с Порядком пересчета задолженности юридических лиц по уплате пеней по налогам и сборам, контроль за взиманием которых осуществляется органами Государственной налоговой службы РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 9 июня 1998 г. N 576 "О начислении пеней и порядке пересчета задолженности юридических лиц по уплате пеней".

Для получения отсрочки (рассрочки) погашения задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет организации агропромышленного комплекса представляют в налоговый орган по месту их регистрации заявление о предоставлении указанной отсрочки. К заявлению прилагаются: сведения об имеющейся задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет по состоянию на 1 января 1998 г. и даты платежа в 1998 году; документы бухгалтерской отчетности (баланс предприятия, отчет о финансовых результатах и использовании финансовых ресурсов на последнюю отчетную дату); документы, подтверждающие наличие и размер ранее предоставленных отсрочек по обязательным платежам в федеральный бюджет, срок действия которых не истек к моменту подачи заявления; обязательство налогоплательщика по уплате отсроченной задолженности и процентов по обслуживанию долга.

В случае более чем двукратного нарушения организацией агропромышленного комплекса графика погашения задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет, а также при несвоевременном и (или) неполном перечислении в федеральный бюджет текущих обязательных платежей более чем по четырем срокам уплаты налоговый орган в месячный срок принимает решение о прекращении действия предоставленной рассрочки уплаты указанной задолженности.

При этом организация обязана уплатить всю оставшуюся сумму задолженности по обязательным платежам и проценты по обслуживанию отсроченного долга за период фактического пользования отсрочкой. На оставшуюся сумму задолженности, начиная с 3 дня, следующего за датой принятия решения о прекращении отсрочки (рассрочки), начисляются пени в размере, установленном действующим законодательством.

Кроме того, Постановлением рекомендовано органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления осуществить отсрочку (рассрочку) погашения задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей, предприятий и организаций агропромышленного комплекса по обязательным платежам соответственно в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты одновременно с предоставлением отсрочки погашения задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет.

За консультациями о порядке проведения реструктуризации задолженности можно обращаться в НижАгроФонд.

С.В.Удоденко

Зам. директора "НижАгроФонда" по правовым вопросам

на главную страницу "Вестника"
на главную страницу RIN