ВВЕДЕНИЕ В АГРОБИЗНЕС

1

Что такое система агробизнеса ?

Введение в агробизнес

План занятия 1 Дата Место проведения

Продолжительность

Преподаватель

Что такое система агробизнеса?

Цель: Подача материала и изучение основных положений экономики, управления, финансов и маркетинга начинается посредством понимания системы агробизнеса. Система и ее компоненты могут быть описаны и поняты. Система агробизнеса является динамичным процессом, который обеспечивает фундаментальную координацию, необходимую для эффективного реагирования на потребительский спрос и распределение производственных ресурсов. Отдельные темы, представленные ниже, могут быть взаимосвязаны с общим пониманием бизнес-системы в целом и значением ее координационной роли. Представленные примеры и описания взяты из сегодняшнего мира агробизнеса США и являются типичными для современных рыночных экономических систем. Знание этой системы окажет содействие преподавателю при обучении многим инструментам принятия решений в управлении работающих в производстве, переработке, распределении продуктов питания.

Задачи:

Результаты:

В конце этого занятия слушатели смогут:

Вид деятельности

Соответствующий слайд

Продолжительность (мин.)

1. Определение агробизнеса

1-2

5

2. Обсуждение компонентов системы, ее деятельности и кординирующей роли

1-3,1-4

10

3. Пояснение вклада системы в валовой внутренний продукт (ВВП)

1-5

5

4. Описание фермерских хозяйств и сельского хозяйства США

1-6 - 1-13

20

5. Обсуждение структуры и размера хозяйств

1-14

10

6. Определение и обсуждение современных положений

1-15

20

Структура занятий

Продолжительность (мин.)


Описание

5

Дайте краткое определение агробизнеса. Подчеркните связь слова "бизнес" и трех основных уровней системы.
Объясните происхождение термина в начале 50-х, чтобы проиллюстрировать индустриализацию сельского хозяйства
и пищевой промышленности.

10

Подчеркните типы коммерческих предприятий и общую
природу коммерческой деятельности и взаимосвязей.
Отметьте, что слушатели ознакомятся с различной
деятельностью при рассмотрении вопросов финансового менеджмента и маркетинга. Подчеркните общую координирующую роль, предоставляемую посредством
системы агробизнеса. Поясните, что задачей является

добавление стоимости в производство, в переработку и в распределение продукции. Также напомните слушателям,
что в рыночной экономике стоимость может выражаться в изменениях:
(1) формы, (2) места, (3) срока хранения, (4) собственности

5

Определите значение Валового внутреннего продукта.
Поясните вклад в ВВП каждого компонента системы
агробизнеса. Подчеркните различие объема вклада хозяйств
и прочих уровней сельскохозяйственных предприятий. Стимулируйте группу к обсуждению причин различия.

20

Обсудите американское определение "фермер" и поясните,
что это лишь цензурное определение, а понятие намного
шире. Отличие от концепции коммерческого фермерского хозяйства. Обсудите снижение количества фермерских
хозяйств и сельского населения. Объясните количество и
структуру собственности американских хозяйств. Дайте
краткий обзор валового объема выручки сельского
хозяйства США и наиболее важных продуктов. Дайте
краткую информацию о средней урожайности культур.
Объясните значение международных рынков для
американского сельского хозяйства.

10

Дайте классификацию размеров американских хозяйств.
Различие между коммерческими
(> 100,000 выручки от
основной деятельности) и прочими хозяйствами. Обсудите тенденцию этого направления. Поясните значение дохода от несельскохозяйственной деятельности для поддержания
уровня жизни семьи.

20

Вкратце обсудите каждые девять перечисленных
положений. Выделите влияние на фермеров, потребителей, политиков. Обсудите, как многие из намеченных тенденций влияют на динамику и структуру системы агробизнеса. Используйте эти положения для иллюстрации того, как
реагируют коммерческие предприятия на изменения и как
система предоставляет информацию и сигнализирует об изменениях. Также покажите взаимосвязь между системой агробизнеса и правительственной политикой..

Словарь: Смотри словарь терминов

Вспомогательные средства: Бланки для проектора (прозрачки)

Материалы: Учебное пособие.

Примеры бизнес-планов.

Раздаточный материал: Слайды в порядке, представленном в учебном
пособии

Список используемой литературы:

Сельскохозяйственная статистика 1996-97. Минсельхоз США, Национальное

управление с/х статистики, Вашингтон, 1997.

Сельскохозяйственная статистика 1996. Минсельхоз США, Управление по

коммуникациям, Вашингтон, 1996

Комментарии:

Это занятие предполагает, что у слушателей есть базовые знания по вопросам
рыночной экономики, спроса и предложения, роли цен. В случае отсутствия таковых необходимо оговорить время для обсуждения основных определений и смысла
рыночной экономики с точки зрения эффективного распределения ресурсов для удовлетворения потребительского спроса.

Описание американского сельского хозяйства преднамеренно коротко. Слушатели, как правило, желают знать больше, но это не является задачей данного занятия. Преподаватели, возможно, пожелают уделить больше времени на эту тему, используя
свой опыт и другие источники информации, для более детального отражения
конкретных производственных систем и ведения фермерского хозяйства. Это также можно достичь при неформальном, вечернем общении и при иллюстрации слайдов, подчеркивающих типичную производственную деятельность.

Последний раздел, относительно современных положений, достаточно гибок. Он
может быть расширен или сужен, в зависимости от времени. Наиболее важным
является показать, что агробизнес в США не статичен и что система должна содействовать своевременному реагированию на изменения
- технологические, политические, или спроса потребителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЧТО ТАКОЕ СИСТЕМА АГРОБИЗНЕСА?

Агробизнес - это...

Все предприятия, связанные с поставкой ресурсов в сельскохозяйственное производство,
с производством продуктов и волокна, переработкой, хранением и распределением произведенных продуктов.

Джон Девис-Хавад

 

СИСТЕМА АПК

 

Сектор с.-х. ресурсов

 

Сектор производства

 

Сектор переработки - обрабатывающей промышленности

ЧТО ТАКОЕ СИСТЕМА АГРОБИЗНЕСА?

ВКЛАД В ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ
ПРОДУКТ (ВВП)

 

%ввп

Фермерство

1,4

Ресурсы, необходимые фермерским

5,2

хозяйствам

 

Переработка

2,7

Транспортировка

0,6

Продажа продуктов оптом и в розницу

5,9

Итого

15,8%

Фермер - это...

"Любой человек, который продает сельскохозяйственные продукты, стоимость которых превышает 1.000 долларов в год."

Например:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО США

ВАЛОВОЙ ОБЪЕМ ПРОДАЖ С/Х ПРОДУКЦИИ В 1993 год

Отобранный с.-х. товар

Миллиард $

% от суммы

 

 

Культуры:

   

(1) Кукуруза

14,0

8,0

(2) Овощи

12,7

7,3

(3) Соя

11,6

6,6

(4) Фрукты и орехи

9,9

5,7

(5) Теплицы и питомники

9,3

5,3

(6) Пшеница

7,4

4,2

(7) Другие культуры

19,6

11,2

Всего культур

84,5

48,3

 

Домашний скот:

   

(8) Мясной

39,9

22,8

(9) Молочный

19,3

11,0

(10) Птица

16,8

9,6

(11) Свиньи

10,9

6,2

(12) Другие виды скота

3,6

2,1

Всего домашнего скота

90,5

51,7

Итого

175,0

100,0

СВОДКА ПО С.-Х. КУЛЬТУРАМ США: Средняя Урожайность на Гектар и Производство

1993 г. и оценка на 1994 г. (метрические единицы)

С/Х КУЛЬТУРА

ц/га

1993

1994

Кукуруза на зерно

63,2

81,0

Сорго на зерно

37,6

42,9

Ячмень

31,7

30,3

Виды пшеницы

25,8

25,6

Твердые сорта

22,6

24,9

Другие яровые

22,6

22,4

Рис

61,8

64,6

Соя

21,5

25,7

Арахис

22,5

28,1

Виды хлопка

6,8

7,6

Нагорный

6,7

7,6

Американский пима

10,8

11,4

Табак

24,2

25,6

Сахарная свекла

417,5

463,8

 

 

СВОДКА ПО С.-Х. КУЛЬТУРАМ США (продолжение)

1993

1994

Сахарный тростник на сахар и семена

735,2

741,1

Овес

19,5

21,5

Озимая пшеница

27,1

27,1

Виды сена

55,2

56,3

Люцерна

73,2

74,1

Все прочие

42,8

43,9

Зрелая съедобная фасоль

15,3

17,2

Картофель

Зимний

 

210,5

 

216,0

Весенний

262,9

279,7

Летний

258,2

266,0

Осенний

352,7

Всего

364,8

Хмель

19,8

19,1

НАДОИ МОЛОКА - 1993
7,0
6 тонн на корову
или
6 944 литра на корову

 

ДОЛЯ США В МИРОВОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

  • Соя

42,7%

  • Кукуруза

34,4%

  • Хлопок

21,2%

  • Пшеница

11,6%

 

 

 

РАЗМЕРЫ ФЕРМ -1993

Объем продаж, группа

 

(тыс. $ США)

Количество ферм

 

(% от общей суммы)

Средний объем наличных продаж с фермы

(% от общей суммы)

Очень Крупные

52000

41,90%

>$500

2,52%

 

Крупные

81000

14,61%

> $ 250 - $500

3,93%

 

Средние

258 000

20,69%

$ 100 - 250

12,51%

 

Мелкие и Средние

313 000

12,07%

$40 - $100

15,17%

 

Мелкие

254 000

4,50%

$20 -40

12,31%

 

Очень мелкие

1105 000

6,23%

<$20

53,56%

 

Итого

2 063 000

100,00%

Источник: Минсельхоз США

 

ТЕКУЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ И
ВОПРОСЫ