Классификатор организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов
(Утв.Госкомстат 20.04.93 47)

Утверждено Постановлением Госкомстата России от 20 апреля 1993 г. N 47 КЛАССИФИКАТОР ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ Введение 1. Настоящий Классификатор организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (КОПФ) является ведомственным нормативным документом Госкомстата России, обязательным для использования при сборе и обработке информации в системе государственной статистики, а также в Общероссийском классификаторе предприятий и организаций (ОКПО) и Едином государственном регистре предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования (ЕГРПО). 2. Классификатор организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов может использоваться для классификации и кодирования коммерческих и некоммерческих организаций, как образующих, так и не образующих юридическое лицо. 3. В Классификатор включены организационно-правовые формы предприятий, установленные Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", а также организационно - правовые формы предприятий и других организаций с учетом других законодательных актов Российской Федерации и "Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик" и Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 14 июля 1992 г. N 3301-1 об их применении в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации и законодательным актам Российской Федерации, принятым после 12 июня 1990 года. 4. Классификатор состоит из двух разделов: Основной схемы классификатора, построенной по иерархическому методу классификации (предназначенной для использования в статистической отчетности, в ОКПО и ЕГРПО), и фасетов, позволяющих дать дополнительную характеристику некоторых организационно-правовых форм (для возможного использования в специальных статистических обследованиях). 5. Позиция Основной схемы Классификатора организационно-правовых форм содержит: - классификационный код (цифровой, переменной длины, построенный по последовательному методу кодирования) (графа 1); - наименование организационно-правовой формы или группировки организационно-правовых форм (графа 2); - идентификационный код (цифровой, двухразрядный, построенный по серийно-порядковой системе) (графа 3); идентификационные коды Классификатора организационно-правовых форм начинаются с кода "40", что исключает их пересечение с идентификационными кодами Классификатора форм собственности (10/30) с целью уменьшения числа возможных ошибок и облегчения контроля правильности кодирования при совместном использовании обоих классификаторов; - алгоритм группировки (представляющий группировочные позиции в виде сумм других позиций в идентификационных кодах) (графа 4). 6. К наименованиям ряда позиций Основной схемы Классификатора организационно-правовых форм даны примечания, содержащие пояснения их содержания. 7. В Приложении приведены выдержки из законодательных актов, относящиеся к основным категориям, используемым в Классификаторе. 8. Ведение Классификатора организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов осуществляется в следующем порядке: - эталонный экземпляр Классификатора ведет ГИВЦ Госкомстата России; - подготовка изменений в Классификатор с учетом предложений пользователей осуществляется Управлением методологии и организации статистики Госкомстата России совместно с ИСЭИ Госкомстата России по согласованию с ГИВЦ и заинтересованными подразделениями Госкомстата России; - изменения Классификатора с указанием порядка и сроков их введения в действие утверждаются руководством Госкомстата России по представлению Управления методологии и организации статистики Госкомстата России и передаются в ГИВЦ Госкомстата России; - ГИВЦ Госкомстата России осуществляет внесение изменений в эталонный экземпляр Классификатора и оповещение пользователей об утвержденных изменениях, порядке и сроках их введения в действие. 9. Порядок использования данного Классификатора в ОКПО, ЕГРПО и в статистических работах определен в Методических указаниях по применению в государственной статистике классификаторов форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов, утвержденных Госкомстатом России. 1. ОСНОВНАЯ СХЕМА КЛАССИФИКАТОРА ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ +---------+---------------------------------------+-----+--------+ |Классифи-| |Иден-|Алгоритм| |кационный| Наименование |тиф. | группи-| | код | | код | ровки | +---------+---------------------------------------+-----+--------+ | 1 | 2 | 3 | 4 | +---------+---------------------------------------+-----+--------+ 1 КОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ 40 41+71 1.1 Предприятия 41 42+43+ 44+45+46 +47+48+ 52+53+54 +55+56+ 57+69 1.1.1 Государственные предприятия 42 1.1.2 Муниципальные предприятия 43 1.1.3 Предприятия общественных объединений (организаций) 44 1.1.4 Предприятия потребительской кооперации 45 1.1.5 Индивидуальные (семейные) частные предприятия (с привлечением наемного труда) 46 1.1.6 Акционерные общества открытого типа 47 1.1.7 Акционерные общества закрытого типа и товарищества 48 49+50+51 1.1.7.1 Акционерные общества закрытого типа, товарищества с ограниченной ответственностью 49 1.1.7.2 Смешанные товарищества 50 1.1.7.3 Полные товарищества 51 1.1.8 Производственные кооперативы 52 1.1.9 Крестьянские (фермерские) хозяйства 53 1.1.10 Колхозы 54 1.1.11 Совхозы 55 1.1.12 Межхозяйственные предприятия (организации) 56 1.1.13 Арендные предприятия 57 58+59 1.1.13.1 Арендные предприятия в форме акционерного общества открытого типа <*> 58 1.1.13.2 Арендные предприятия в форме акционерного общества закрытого типа или товарищества <*> 59 61+62+63 1.1.13.2.1 Арендные предприятия в форме акционерного общества закрытого типа, товарищества с ограниченной ответственностью <*> 61 1.1.13.2.2 Арендные предприятия в форме смешанного товарищества <*> 62 1.1.13.2.3 Арендные предприятия в форме полного товарищества <*> 63 1.1.14 Другие предприятия 69 1.2 Объединения предприятий 71 72+73+ 77+79 1.2.1 Объединения предприятий в форме акционерного общества открытого типа 72 1.2.2 Объединения предприятий в форме акционерного общества закрытого типа или товарищества 73 74+75+76 1.2.2.1 Объединения предприятий в форме акционерного общества закрытого типа, товарищества с ограниченной ответственностью 74 1.2.2.2 Объединения предприятий в форме смешанного товарищества 75 1.2.2.3 Объединения предприятий в форме полного товарищества 76 1.2.3 Объединения (союзы, ассоциации) крестьянских (фермерских) хозяйств 77 1.2.4 Другие объединения предприятий 79 2 НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ 80 81+82+ 83+84+ 85+86+ 87+89 2.1 Государственные учреждения 81 2.2 Муниципальные учреждения 82 2.3 Общественные объединения (организации) 83 2.4 Учреждения общественных объединений (организаций) 84 2.5 Потребительские общества 85 2.6 Союзы потребительских обществ 86 2.7 Учреждения потребительской кооперации 87 2.8 Другие некоммерческие организации 89 - - ОБОСОБЛЕННЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ 90 - ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (предпринимательская деятельность без привлечения наемного труда) 91 - ЛИЧНЫЕ ПОДСОБНЫЕ ХОЗЯЙСТВА ГРАЖДАН (рабочих, служащих, колхозников и др.) 92 - - СОБИРАТЕЛЬНЫЕ ГРУППИРОВКИ - Объединения и предприятия (включая арендные) в форме акционерного общества открытого типа 95 47+58+72 - Объединения и предприятия (включая арендные) в форме акционерного общества закрытого типа или товарищества 96 48+59+73 - Объединения и предприятия (включая арендные) в форме акционерного общества закрытого типа, товарищества с ограниченной ответственностью 97 49+61+74 - Объединения и предприятия (включая арендные) в форме смешанного товарищества 98 50+62+75 - Объединения и предприятия (включая арендные) в форме полного товарищества 99 51+63+76 ---------------------------- <*> Организационно-правовая форма арендатора. 2. ФАСЕТЫ КЛАССИФИКАТОРА ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ Фасет 1. Характеристика предприятий и объединений по гражданско-правовому статусу участников (учредителей) 1. С участием государства 2. С участием юридических лиц 3. С участием физических лиц 4. С участием государства и юридических лиц 5. С участием государства и физических лиц 6. С участием юридических и физических лиц 7. С участием государства, юридических и физических лиц Фасет 2. Формы хозяйственных (предпринимательских) объединений 1. Ассоциации (союзы) предприятий 2. Концерны 3. Другие объединения предприятий Фасет 3. Формы участия в капитале предприятий (объединений) 1. Холдинговые компании 2. Дочерние предприятия Фасет 4. Гражданско-правовой статус хозяйствующих субъектов 1. Юридические лица 2. Без образования юридического лица Приложение ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМАХ Ниже приведены выдержки из законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации, раскрывающие содержание основных категорий использованных в Классификаторе организационно-правовых форм. 1. Хозяйствующие субъекты "Для целей настоящего закона принимаются следующие понятия и определения: ... хозяйствующие субъекты - занимающиеся деятельностью по производству, реализации либо приобретению товаров, частные, государственные или иные предприятия, акционерные общества и иные товарищества, союзы, ассоциации, концерны, межотраслевые, региональные и другие объединения предприятий, а также иные объединения (организации) и учреждения, пользующиеся правами юридического лица, граждане, занимающиеся самостоятельной предпринимательской деятельностью". (См. статью 4 Закона Российской Советской Федеративной Социалистической Республики "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"). 2. Коммерческие и некоммерческие организации "1. Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели (некоммерческие организации). 2. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных обществ и товариществ; производственных кооперативов; арендных предприятий; коллективных предприятий; государственных и других предприятий, основанных на праве полного хозяйственного ведения переданным им имуществом учредителей; а также хозяйственных объединений указанных юридических лиц. 3. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций; потребительских кооперативов; благотворительных и иных фондов; финансируемых собственником учреждений, а также в других формах, предусмотренных законодательными актами. Некоммерческие организации могут заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это необходимо для их уставных целей." (См. статью 18 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик). 3. Предприятия "Предприятием является самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленном настоящим Законом, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли." (См. статью 4 Закона Российской Советской Федеративной Социалистической Республики "О предприятиях и предпринимательской деятельности"). "Предпринимательская деятельность, осуществляемая без привлечения наемного труда, может регистрироваться как индивидуальная трудовая деятельность. Предпринимательская деятельность, осуществляемая с привлечением наемного труда, регистрируется как предприятие." (См. статью 2 Закона "О предприятиях и предпринимательской деятельности"). 4. Организационно-правовые формы предприятий в соответствии с Законом "О предприятиях и предпринимательской деятельности" Государственное предприятие (см. статью 6). Муниципальное предприятие (см. статью 7). Индивидуальное (семейное) частное предприятие (см. статью 8). Полное товарищество (см. статью 9). Смешанное товарищество (см. статью 10). Товарищество с ограниченной ответственностью (акционерное общество закрытого типа) (см. статью 11). Акционерное общество открытого типа (см. статью 12). 5. Арендные предприятия "Организационно-правовая форма арендатора должна быть приведена в соответствие со статьями 9 - 12 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" путем преобразования его в товарищество или акционерное общество." (См. п. 9 Указа Президента Российской Федерации "О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду" от 14 октября 1992 г. N 1230). 6. Колхозы и совхозы и другие сельскохозяйственные предприятия "По своей организационно-правовой форме колхозы изначально являются негосударственными предприятиями. В соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации совхозы также негосударственные предприятия. В этой связи колхозы и совхозы не приватизируются, а подлежат реорганизации в соответствии с действующим законодательством. Исключение составляют сельскохозяйственные предприятия, функционирование которых имеет общегосударственное значение или носит индустриальный характер. Такие предприятия остаются пока в государственной собственности, порядок их приватизации и реорганизации определяется особо." (См. п. 1 "Рекомендаций по реорганизации колхозов и совхозов", утвержденных Министерством сельского хозяйства Российской Федерации 14 января 1992 года (Экономическая газета N 9, февраль 1992 г.); см. также "Положение о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий", утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 г. N 708). 7. Организационно-правовые формы и виды предприятий с иностранными инвестициями "На территории РСФСР предприятия с иностранными инвестициями создаются и действуют в форме акционерных обществ и товариществ, предусмотренных законодательством РСФСР. На территории РСФСР могут создаваться и действовать: - предприятия с долевым участием иностранных инвестиций (совместные предприятия), а также их дочерние предприятия и филиалы; - предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, а также их дочерние предприятия и филиалы; - филиалы иностранных юридических лиц." (См. "Закон об иностранных инвестициях в РСФСР", ст. 12). 8. Иностранные инвесторы "Иностранными инвесторами в РСФСР могут быть: - иностранные юридические лица, включая, в частности, любые компании, фирмы, предприятия, организации или ассоциации, созданные и правомочные осуществлять инвестиции в соответствии с законодательством страны своего местонахождения; - иностранные граждане, лица без гражданства, советские граждане, имеющие постоянное местожительство за границей, при условии, что они зарегистрированы для ведения хозяйственной деятельности в стране их гражданства или постоянного местожительства; - иностранные государства; - международные организации." (См. статью 1 Закона РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР"). 9. Дочерние предприятия, филиалы и представительства предприятий с иностранными инвестициями "Предприятие с иностранными инвестициями может создавать дочерние предприятия с правами юридического лица, а также филиалы и представительства на территории РСФСР и за ее пределами, в том числе в иностранных государствах, с соблюдением условий, установленных действующим на территории РСФСР законодательством, законодательством союзных республик и иностранных государств." (См. статью 21 Закона РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР"). 10. Объединения и союзы предприятий с иностранными инвестициями "Предприятия с иностранными инвестициями могут на добровольных началах объединяться в союзы, ассоциации, концерны, межотраслевые, региональные и другие объединения на условиях, не противоречащих антимонопольному законодательству, действующему на территории РСФСР, и в порядке, предусмотренном законодательными актами РСФСР." (См. статью 23 Закона РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР"). 11. Объединения предприятий "Предприятия могут объединяться в союзы, ассоциации, концерны, межотраслевые, региональные и другие объединения. Объединения создаются на договорной основе в целях расширения возможностей предприятий в производственном, научно-техническом и социальном развитии." (См. статью 13 Закона "О предприятиях и предпринимательской деятельности"). "Привести в соответствие со статьями Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" организационно - правовую форму всех ассоциаций, концернов, корпораций и других объединений государственных и муниципальных предприятий. Учредительные документы предприятий и объединений, не выполнивших указанные преобразования до 1 октября 1992 года, признаются недействительными." (См. Постановление Верховного Совета Российской Федерации "О введении в действие Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год", 11 июня 1992 года, N 2980-1). 12. Обособленные подразделения предприятий и организаций "Предприятие имеет право учреждать представительства, филиалы, отделения и другие обособленные подразделения с правом открытия текущих и расчетных счетов." (См. статью 14 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности").