Обзор действующего законодательства
В России можно выделить три периода в
становлении законодательства о лизинге.
Первый период
- до начала 90-х годов характеризуется отсутствием специального законодательства
о лизинге в сочетании с неразвитостью этой формы предпринимательства. У
участнинков лизинговой деятельности нет четких представлений о правовом
положении сторон лизинговой сделки.
Второй период
- с начала 90-х годов. Лизинг существовал без специальных нормативных актов,
но развививался с применением норм по аренде. Из-за правовой неопределенности
степень риска участников лизинговой деятельности была велика и сдерживала
развитие лизинга.
До 1996 года
в соответствии с действовавшим тогда российским гражданским законодательством
лизинговые операции могли проводиться в качестве сделок, "хотя и не предусмотренных
законом, но не противоречащих ему" (статья 4 ГК РСФСР 1964 года). Наличие
в лизинге элементов договоров купли-продажи и имущественного найма делало
возможным применение по аналогии (статья 6 ГК РСФСР 1964 года) норм, регулирующих
эти договоры. На этой основе были приняты
Указ Президента от 17 сентября 1994 г. № 1929
"О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности"
и ряд последующих нормативных актов Правительства. С принятием Указа Президента
начался третий период развития законодательства о лизинге.
Указ Президента
РФ № 1929 был первым нормативным документом, положенным в основу лизингового
законодательства. В нем впервые дано определение лизинга и его объектов.
Правительству РФ поручено выработать пакет нормативных документов для поддержки
лизинга как вида предпринимательской деятельности.
Указ следовал
уже существовавшей на финансовом рынке тенденции к развитию лизинговой
структуры. В документе была подчеркнута важность использования лизинга
«в целях поддержки и развития малого и среднего предпринимательства» и
сказано, что развитие лизинга в России должно опираться на «широкое использование
мирового опыта».
Важное значение
имеет принятие Постановления Правительства РФ от
29 июня 1995 года № 633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности».
Этим Постановлением утверждено Временное положение о лизинге, в котором
определены общие принципы осуществления лизинговых операций, права и обязанности
участников лизингового договора, состав и порядок уплаты лизинговых платежей.
Постановление
предусматривало подготовку предложений о предоставлении налоговых льгот
для лизингодателей и инвесторов. Эти предложения были подготовлены, но
еще не стали реальностью. Положительно, что другие поручения, изложенные
в Постановлении, воплощены в жизнь. В частности,
ьутвержден
примерный договор лизинга (Примерный договор
о финансовом лизинге движимого имущества с полной амортизацией, утвержден
Министерством экономики и Министерством финансов 29 декабря 1995 года),
ьметодика
расчета платежей (Методические рекомендации по
расчету лизинговых платежей, утверждены Министерством экономики и министерством
финансов 16 апреля 1996 года),
ьвнесены
дополнения по отнесению сумм лизинговых платежей на себестоимость продукции
(работ, услуг) в "Положение о составе затрат по производству и реализации
продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ,
услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при
налогообложении прибыли", утвержденное Постановлением Правительства РФ
№ 552 от 05.08.92.
С вводом в действие
второй части ГК РФ в марте 1996 года все
ранее принятые акты необходимо рассматривать через "призму" Гражданского
кодекса.
Арендные отношения
регулируются главой 34 ГК, параграф 6 этой главы посвящен непосредственно
финансовой аренде (лизингу). Прежде, чем мы рассмотрим принципиальные вопросы
регулирования лизинговых отношений, изложенные в Гражданском кодексе, давайте
проясним терминологию.
Leasing
в переводе с английиского означает "арендование", "аренда". В мировой практике
существует два основных вида лизинга: оперативный и финансовый. В России
слово стало общеупотребительным только в начале 90-х годов с началом второго
этапа развития лизинга. В нормативных актах появилось только с выходом
Указа Президента. Учитывая, что понятие оперативного лизинга идентично
нашей аренде, можно сделать вывод о том, что употребляя термин "лизинг",
авторы нормативных документов имеют в виду финансовый лизинг. Это подтверждается
и определением в Гражданском кодексе.
Предметом регулирования
праграфа 6 ГК являются трехсторонние отношения между арендодателем, арендатором
и продавцом, распределение между ними прав и обязанностей, а также ответственности
за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств.
Практически
все положения рассматриваемого параграфа носят диспозитивный характер,
и стороны могут решать многие вопросы по своему усмотрению, если это не
противоречит закону.
Для реализации операций финансового
лизинга сегодня в России вполне достаточно положений главы 34, которые
применяются ко всем видам аренды, и параграфа 6. Кроме того, положения
параграфа 6 соответствуют мировым правилам лизинговых сделок, что подтверждается
их созвучием с Конвенцией о международном финансовом
лизинге 1988 года.
Развитию лизинговых операций будет
способствовать решение налоговых, таможенных и бухгалтерских проблем, а
также приемлемый уровень амортизационных отчислений.
Итак, выделим
основные положительные моменты в
законодательстве:
ьданы
основные понятия и определения;
ьпредоставлена
достаточная свобода договорных отношений;
ьразрешена
ускоренная амортизация имущества, передаваемого в лизинг;
ьразрешено
отнесение затрат по лизингу на себестоимость.
Проблемы законодательства
состоят в том, что:
ьнормативная
база «нестабильна», поскольку состоит из Указов, Постановлений, временных
положений;
ьмеханизм
лизинга не достаточно детально расписан в Гражданском Кодексе;
ьряд
налоговых и бухгалтерских аспектов лизинговой деятельности могут быть неоднозначно
истолкованы.
Основные нормативные акты,
регулирующие лизинг в РФ
|