legisl  
Обзор действующего законодательства
 
    В России можно выделить три периода в становлении законодательства о лизинге. 

    Первый период - до начала 90-х годов характеризуется отсутствием специального законодательства о лизинге в сочетании с неразвитостью этой формы предпринимательства. У участнинков лизинговой деятельности нет четких представлений о правовом положении сторон лизинговой сделки. 
    Второй период  - с начала 90-х годов. Лизинг существовал без специальных нормативных актов, но развививался с применением норм по аренде. Из-за правовой неопределенности степень риска участников лизинговой деятельности была велика и сдерживала развитие лизинга. 
    До 1996 года в соответствии с действовавшим тогда российским гражданским законодательством лизинговые операции могли проводиться в качестве сделок, "хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему" (статья 4 ГК РСФСР 1964 года). Наличие в лизинге элементов договоров купли-продажи и имущественного найма делало возможным применение по аналогии (статья 6 ГК РСФСР 1964 года) норм, регулирующих эти договоры. На этой основе были приняты Указ Президента от 17 сентября 1994 г. № 1929  "О  развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности" и ряд последующих нормативных актов Правительства. С принятием Указа Президента начался третий период развития законодательства о лизинге. 

    Указ Президента РФ № 1929 был первым нормативным документом, положенным в основу лизингового законодательства. В нем впервые дано определение лизинга и его объектов. Правительству РФ поручено выработать пакет нормативных документов для поддержки лизинга как  вида предпринимательской деятельности. 
    Указ следовал уже существовавшей на финансовом рынке тенденции  к развитию лизинговой структуры. В документе была подчеркнута важность использования лизинга  «в целях поддержки и развития малого и среднего предпринимательства» и сказано, что развитие лизинга в России должно опираться на «широкое использование мирового опыта». 
    Важное значение имеет принятие Постановления Правительства РФ от 29 июня 1995 года № 633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности». Этим Постановлением утверждено Временное положение о лизинге, в котором определены общие принципы осуществления лизинговых операций, права и обязанности участников лизингового договора, состав и порядок уплаты лизинговых платежей. 
    Постановление предусматривало подготовку предложений о предоставлении налоговых льгот для лизингодателей и инвесторов. Эти предложения были подготовлены, но еще не стали реальностью. Положительно, что другие поручения, изложенные в Постановлении, воплощены в жизнь. В частности, 

 

    С вводом в действие второй части ГК РФ в марте 1996 года все ранее принятые акты необходимо рассматривать через "призму" Гражданского кодекса. 
    Арендные отношения регулируются главой 34 ГК, параграф 6 этой главы посвящен непосредственно финансовой аренде (лизингу). Прежде, чем мы рассмотрим принципиальные вопросы регулирования лизинговых отношений, изложенные в Гражданском кодексе, давайте проясним терминологию. 
    Leasing  в переводе с английиского означает "арендование", "аренда". В мировой практике существует два основных вида лизинга: оперативный и финансовый. В России слово стало общеупотребительным только в начале 90-х годов с началом второго этапа развития лизинга. В нормативных актах появилось только с выходом Указа Президента. Учитывая, что понятие оперативного лизинга идентично нашей аренде, можно сделать вывод о том, что употребляя термин "лизинг", авторы нормативных документов имеют в виду финансовый лизинг. Это подтверждается и определением в Гражданском кодексе. 
    Предметом регулирования праграфа 6 ГК являются трехсторонние отношения между арендодателем, арендатором и продавцом, распределение между ними прав и обязанностей, а также ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств. 
    Практически все положения рассматриваемого параграфа носят диспозитивный характер, и стороны могут решать многие вопросы по своему усмотрению, если это не противоречит закону. 
Для реализации операций финансового лизинга сегодня в России вполне достаточно положений главы 34, которые применяются ко всем видам аренды, и параграфа 6. Кроме того, положения параграфа 6 соответствуют мировым правилам лизинговых сделок, что подтверждается их созвучием с Конвенцией о международном финансовом лизинге 1988 года. 
Развитию лизинговых операций будет способствовать решение налоговых, таможенных и бухгалтерских проблем, а также приемлемый уровень амортизационных отчислений. 
    Итак, выделим основные положительные моменты в законодательстве: 

    ьданы основные понятия и определения; 
    ьпредоставлена достаточная свобода договорных отношений; 
    ьразрешена ускоренная амортизация имущества, передаваемого в лизинг; 
    ьразрешено отнесение затрат по лизингу на себестоимость.

    Проблемы законодательства состоят в том, что: