Реструктуризация задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Реструктуризация задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей

важный вопрос при решении проблем неплатежеспособности организаций и предприятий АПК.

Юридический отдел "НижАгроФонда" дает комментарии по Постановлениям Правительства РФ ? 1146 и

1147 от 2 октября 1998 г., предусматривающих возможность реструктуризации в Федеральный

бюджет и внебюджетные фонды.

По данным Госкомстата России на 01.01.98. из 26,9 тыс. сельскохозяйственных

предприятий и организаций 23,4 тыс (или 87%) имели просроченную кредиторскую

задолженность (без учета кредитов банков и займов). Общая сумма просроченной задолженности составила 63,8 трлн. неденоминированных руб. Только за 1997 г. сумма задолженности по

сельскохозяйственным предприятиям РФ в 2,3 раза превысило фактические платежи. А задолженность

скапливается с 1994 г. Очевидно, что погасить эту задолженность в обычном порядке не удастся и

это становится государственной проблемой.

Структура задолженности: поставщики и подрядчики 38%; оплата труда 9%; бюджеты 13%;

внебюджетные фонды 34%; прочие -6%.

Первая группа кредиторов - поставщики и подрядчики. Возможность реструктуризации задолженности

здесь определяется желаниями каждого отдельного кредитора. Государство на этот процесс может

влиять слабо.

Следующая группа кредиторов- работники, перед которыми имеется задолженность по

заработной плате. Государство в данной ситуации может требовать только выплаты МРОТ, большего

оно потребовать не может.

Третья группа кредиторов- бюджеты разных уровней и внебюджетные фонды. Здесь видно, что

государство является основным кредитором сельскохозяйственных организаций 47% от суммы

задолженности, причем задолженность бюджетам всех уровней составила 13%, государственным

внебюджетным фондам 34%.

Причинами накопления задолженности, на наш взгляд, являются существующая система сбора

налогов и платежей во внебюджетные фонды, высокие ставки пени, безакцептный порядок снятия со счета просроченного платежа и пени.

Возможность реструктуризации определяется Федеральным Законом "О федеральном бюджете

на 1998 год.", благодаря этому можно провести реструктуризацию федеральному бюджету и

внебюджетным фондам. В целях оздоровления финансового состояния предприятий и организаций

агропромышленного комплекса, расширения возможности их коммерческого кредитования в ст. 71 ФЗ

"О Федеральной Бюджете" сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям по техническому

обслуживанию сельскохозяйственных товаропроизводителей, организациям перерабатывающей

промышленности, не менее 51 процента голосующих акций (паев, долей) которых принадлежит

сельскохозяйственным товаропроизводителям предоставляется отсрочка до 1 декабря 2005 года по

переоформленным в государственный внутренний долг централизованным кредитам, выданным в 1992

-1994 годах, и начисленным по ним процентам, с 1 января 1998 года плата за обслуживание

государственного внутреннего долга Российской Федерации по указанным централизованным кредитам

и начисленным по ним процентам установлена в размере 5 процентов годовых.

Погашение задолженности по указанным централизованным кредитам и начисленным по ним

процентам и выплата процентов за обслуживание государственного внутреннего долга Российской

Федерации производятся с 1 января 2000 года до 1 декабря 2005 года равными долями.

Кроме того, Правительству РФ и Центральному банку РФ поручено переоформить в 1998 году не

имеющую источников возврата задолженность по состоянию на 1 января 1998 года по

централизованным кредитам, выданным в 1992 - 1994 годах предприятиям и организациям

агропромышленного и начисленным по ним процентам в сумме до 5,0 млрд. рублей в государственный

внутренний долг Российской Федерации.

В ст. 74 предусмотрена отсрочка задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей,

предприятий и организаций агропромышленного комплекса по платежам в федеральный бюджет, включая

пени и штрафы, также предусмотрена реструктуризация задолженности по платежам в Пенсионный фонд

Российской Федерации, включая пени и штрафы, Фонд социального страхования Российской Федерации,

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости

населения Российской Федерации. с началом погашения указанных долгов равными долями с 1 января

2000 года с уплатой процентов по обслуживанию указанного долга в размере 5 процентов годовых.

Во исполнение ФЗ "О Федеральном бюджете> 2 октября 1998 г. Правительством РФ были приняты

Постановления ? 1146 "О порядке проведения в 1998 году реструктуризации задолженности

сельскохозяйственных товаропроизводителей, предприятий и организаций агропромышленного

комплекса государственным внебюджетным фондам РФ", ? 1147 "О предоставлении сельскохозяйственным товаропроизводителям, предприятиям и организациям агропромышленного

комплекса отсрочки (рассрочки) погашения задолженности по платежам в Федеральный бюджет.

В Постановлении ? 1146 разрешается государственным внебюджетным фондам Российской Федерации

предоставлять сельскохозяйственным товаропроизводителям, предприятиям и организациям

агропромышленного комплекса на основе соглашений, заключаемых с государственными внебюджетными

фондами Российской Федерации, рассрочку на пять лет погашения задолженности по платежам.

Уплата сельскохозяйственными товаропроизводителями страховых взносов в государственные

внебюджетные фонды, за исключением Фонда социального страхования Российской Федерации, с 1

января по 1 октября текущего года производится исходя из фактических выплат заработной платы,

но не менее сумм, исчисленных с минимального размера оплаты труда, а в период с 1 октября

текущего года по 1 января следующего года осуществляются окончательные расчеты.

Перечень предприятий агропромышленного комплекса, для которых предусматривается

реструктуризация задолженности, определяется органами государственной власти субъектов

Российской Федерации совместно с органами управления государственных внебюджетных фондов.

Порядок заключения соответствующих соглашений о предоставлении рассрочек определяется органами

управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Постановление? 1147 предоставляет отсрочку (рассрочку) на 5 лет погашение задолженности

сельскохозяйственным товаропроизводителям, предприятиям и организациям агропромышленного

комплекса по платежам в федеральный бюджет, включая штрафы и пени, с даты принятия решения о

предоставлении отсрочки (рассрочки) и началом погашения указанного долга с 1 января 2000 г.

равными долями с уплатой процентов по обслуживанию отсроченного (рассроченного) долга в размере

5 процентов годовых.

Размер задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет, подлежащей отсрочке

(рассрочке), по конкретным организациям определяется с учетом погашенной в 1998 году части

задолженности, образовавшейся по состоянию на 1 января 1998 г.

Сумма задолженности по начисленным пеням, подлежащая отсрочке (рассрочке), определяется с

учетом ее пересчета в соответствии с Порядком пересчета задолженности юридических лиц по уплате

пеней по налогам и сборам, контроль за взиманием которых осуществляется органами

Государственной налоговой службы РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 9 июня

1998 г. N 576 "О начислении пеней и порядке пересчета задолженности юридических лиц по уплате

пеней".

Для получения отсрочки (рассрочки) погашения задолженности по обязательным платежам в

федеральный бюджет организации агропромышленного комплекса представляют в налоговый орган по

месту их регистрации заявление о предоставлении указанной отсрочки.

К заявлению прилагаются: сведения об имеющейся задолженности по обязательным платежам в

федеральный бюджет по состоянию на 1 января 1998 г. и даты платежа в 1998 году; документы

бухгалтерской отчетности (баланс предприятия, отчет о финансовых результатах и использовании

финансовых ресурсов на последнюю отчетную дату); документы, подтверждающие наличие и размер

ранее предоставленных отсрочек по обязательным платежам в федеральный бюджет, срок действия

которых не истек к моменту подачи заявления; обязательство налогоплательщика по уплате

отсроченной задолженности и процентов по обслуживанию долга.

В случае более чем двукратного нарушения организацией агропромышленного комплекса графика

погашения задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет, а также при

несвоевременном и (или) неполном перечислении в федеральный бюджет текущих обязательных

платежей более чем по четырем срокам уплаты налоговый орган в месячный срок принимает решение о

прекращении действия предоставленной рассрочки уплаты указанной задолженности.

При этом организация обязана уплатить всю оставшуюся сумму задолженности по обязательным

платежам и проценты по обслуживанию отсроченного долга за период фактического пользования

отсрочкой. На оставшуюся сумму задолженности начиная с 3 дня, следующего за датой принятия

решения о прекращении отсрочки (рассрочки), начисляются пени в размере, установленном

действующим законодательством.

Кроме того Постановлением рекомендовано органам исполнительной власти субъектов РФ и органам

местного самоуправления осуществить отсрочку (рассрочку) погашения задолженности

сельскохозяйственных товаропроизводителей, предприятий и организаций агропромышленного

комплекса по обязательным платежам соответственно в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты

одновременно с предоставлением отсрочки погашения задолженности по обязательным платежам в

федеральный бюджет.

За консультациями о порядке проведения реструктуризации задолженности можно обращаться в

НижАгроФонд.

С.В.Удоденко

Зам. директора "НижАгроФонда" по правовым вопросам