[Date Prev][Date Next][Thread Prev][Thread Next][Date Index][Thread Index]

Реформирование АПК (мнение) часть вторая



часть вторая

	Однако переход сельского хозяйства к рыночным условиям оказался почти
таким же болезненным, как и проводимая в свое время коллективизация. И дело
не только в ломке устоявшихся отношений собственности и провале расчетов
идеологов этого этапа на бурное развитие фермерства.
	Процессы форсировались сверху, местные особенности в учет не принимались.
Не было и необходимых правовых и экономических нормативных документов.
	В результате, даже в нашей области, имеющей значительный опыт формирования
многоукладной экономики, в большинстве случаев произошло формальное
преобразование колхозов и совхозов. Многие просто сменили названия и
незначительно изменили внутрихозяйственную структуру. Раздел собственности
на земельные и имущественные паи, выдача свидетельств, удостоверяющих право
собственности на эти паи также ситуацию изменили мало.
	Да это и понятно. Никакими Указами и Законами нельзя сразу изменить
психологию людей, ни демографическую ситуацию (число пенсионеров на селе
значительно превышает число трудоспособных).
	Нельзя сбрасывать со счета и традиционное для России стремление крестьян
жить "общинно".
	Более того, в наше время это стремление усилилось в силу объединения
сельского населения вокруг таких важных социальных служб как школы,
магазины, транспорт. Далеко не случайно основная масса сельских коллективов
Орловщины избрала в процессе реорганизации формы, наиболее близкие к
колхозам. 
	Так, в 1996 году в области функционировало 276 коллективных предприятий,
52 акционерных общества, 35 товариществ и обществ с ограниченной
ответственностью, 21 товарищество на вере, 8 кооперативов, 3 ассоциации
крестьянских хозяйств. Сохранили свой статус 28 колхозов, 6
опытно-производственных хозяйств, 3 госплемзавода и 1 совхоз.
	Отсутствие необходимой юридической базы привело к значительному количеству
ошибок в определении как состава лиц, претендующих на земельные и
имущественные паи, так и размеров этих паев.
	Учитывая цели и задачи реформы, в области идет огромная работа по переходу
от формальной к реальной реорганизации хозяйств.
	Иными словами - осуществляется второй этап аграрной реформы. При этом еще
раз взвешивается - та ли форма организации выбрана, устраняются допущенные
ошибки и приводится в соответствие с избранной формой внутрихозяйственная
структура каждого коллектива.
	Есть теперь у нас для этого и определенный опыт, есть, наконец, и
законодательные акты, регулирующие процессы реорганизации. В дополнении к
708-му Постановлению Правительства и Указу Президента РФ "О регулировании
земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" ? 1767 приняты
части 1 и2 Гражданского Кодекса Российской Федерации и Постановление
Правительства "О порядке осуществления прав собственников земельных долей и
имущественных паев" от 1 февраля 1995 года ? 96, Закон о сельхозкооперации.
	Хотя за годы аграрной реформы доля коллективных предприятий в производстве
валовой продукции сельского хозяйства области снизилась с 74 до 59 %, они
по-прежнему остаются основными поставщиками продовольствия. Ведь личные
подсобные хозяйства, доля которых возросла с 26 до 39 %, не только дают
мало товарной продукции, но и развиваются в значительной мере при поддержке
коллективных хозяйств. Продукция же фермерских хозяйств составляет пока
менее 2 % общего объема производства. Следовательно, форсированное деление
коллективных предприятий на мелкие, приведет к дальнейшему регрессу
сельскохозяйственного производства.
	Реальным представляется максимально возможное сохранение экономически
сильных хозяйств с коллективно-долевой формой собственности, с сохранением
материальной и кадровой базы отделений, бригад и других подразделений.
Естественно, при этом предусматривается безусловное право выхода из
хозяйства с целью образования крестьянских (фермерских) хозяйств.
	Хозяйства же со средним уровнем доходов (обеспечивающие простое
воспроизводство) и особенно слабые, должны активнее внедрять рыночные
структуры, широко использовать все формы внутри и межхозяйственного
кооперирования, а так же акционирования для ведения совместного
производства с промышленными предприятиями и коммерческими структурами.
Наряду с ускоренными внутрихозяйственными преобразованиями в экономически
слабых хозяйствах может быть целесообразным грамотный их раздел на более
мелкие ассоциированные между собой самостоятельные предприятия.

  (продолжение следует)