ЮРИДИЧЕСКАЯ СТРАНИЦА
Все разделы этой страницы снабжены необходимыми юридическими документами.
Прочитав описание, Вы можете получить любой документ на Ваш компьютер.
Для этого просто нажмите на выделенное название документа. Вы получите архивные ZIP - файлы с документами в формате Winword 6.0.

Сделки с земельными долями и имущественными паями

Организационно - правовые формы сельскохозяйственного производства

СДЕЛКИ С ЗЕМЕЛЬНЫМИ ДОЛЯМИ И ИМУЩЕСТВЕННЫМИ ПАЯМИ

· АРЕНДА ЗЕМЕЛЬНОЙ ДОЛИ

· КУПЛЯ-ПРОДАЖА ЗЕМЕЛЬНОЙ ДОЛИ

· ВНЕСЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОЙ ДОЛИ В УСТАВНЫЙ КАПИТАЛ

· ВНЕСЕНИЕ ПРАВА ПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНОЙ ДОЛЕЙ В УСТАВНЫЙ КАПИТАЛ

· РЕНТА И ПОЖИЗНЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ С ИЖДИВЕНИЕМ

· ОБМЕН ЗЕМЕЛЬНОЙ ДОЛИ НА ИМУЩЕСТВЕННЫЙ ПАЙ

· ДАРЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОЙ ДОЛИ И ИМУЩЕСТВЕННОГО ПАЯ

· КУПЛЯ-ПРОДАЖА ИМУЩЕСТВЕННОГО ПАЯ

· ВНЕСЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННОГО ПАЯ В УСТАВНЫЙ КАПИТАЛ

Кроме того, в счет земельной доли можно ПОЛУЧИТЬ ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК.
АРЕНДА ЗЕМЕЛЬНОЙ ДОЛИ

Аренда - самый предпочтительный для собственника способ распоряжения земельной долей, так как у арендодателя сохраняется право собственности на землю.

Срок договора. ДОГОВОР АРЕНДЫ заключается на срок не менее 3 лет. В договоре необходимо предусмотреть возможность его пересмотра каждый год Если, например, для арендатора изначальная арендная плата оказалась высокой или арендодателя не устраивает набор продуктов и услуг, то по взаимному согласию сторон можно изменить первоначальные условия.

По истечении срока договора, если ни одна из сторон не выразила желания расторгнуть договор, он автоматически продлевается на 1 год. Арендная плата может выплачиваться деньгами, продукцией и услугами.

Арендная плата деньгами. Если арендная плата (ее часть) будет выдаваться деньгами, необходимо указать сумму в расчете на год и периодичность выплат: ежемесячно, ежеквартально или раз в год.

Денежные выплаты индексируются в соответствии с ростом минимальной зарплаты.

Пример. В договоре указана плата 60 тыс. руб. в год с выдачей поквартально, т.е. по 15 тыс. руб. в квартал. В момент заключения договора (январь) минимальная зарплата была равна 14 620 руб. В день первого платежа (1 апреля) минимальная зарплата осталась прежней, поэтому арендная плата остается равной 15 тыс. руб. Во втором квартале минимальная зарплата увеличена в 1.8 раза и оставалась без изменений до 15 октября. Исходя из этого, за второй и третий кварталы предприятие должно выплатить по 27 тыс. руб. (15 x 8). В октябре минимальная зарплата повысилась еще в 1,3 раза. Арендная плата за четвертый квартал составит 35,1 тыс. руб.

Арендная плата продукцией. Необходимо перечислить виды продукции, ее количество за год, указать сроки и периодичность выдач.

Пример. Зерно, 300 кг до 10 октября
Молоко, 250 л, еженедельно 5 л
Сено, 500 кг, до 1 сентября

Арендная плата услугами. Оказание услуг в счет арендной платы может включать вспашку огорода, подвоз дров и т.д.

Пример. Вспашка огорода, 1 сотка, 20 руб./сотка, до 5 мая

Налогообложение аренды. Вся продукция, услуги и деньги, выданные в счет арендной платы, будут облагаться налогами. За продукцию и услуги нужно платить НДС, а за услуги и со всех денежных выплат собственникам земельных долей - удерживать подоходный налог. Арендная плата продукцией собственного производства подоходным налогом не облагается, если стоимость продукции не превышает 50 минимальных зарплат. Такая натуральная выдача должна быть предусмотрена учредительными документами предприятия. Кроме того, собственник земельной доли обычно поручает арендатору платить земельный налог в счет арендной платы.

После того, как таблица платежей заполнена, продукты и услуги оценены в рублях, необходимо еще раз проверить сумму арендной платы: деньги + стоимость продукции + стоимость услуг + налоги и иные платежи.

Договор аренды составляется в письменной форме и регистрируется в райкомземе.

КУПЛЯ - ПРОДАЖА ЗЕМЕЛЬНОЙ ДОЛИ

Земельная доля может быть куплена только для целей сельскохозяйственного производства гражданами и организациями. Преимущественное право покупки имеют члены хозяйства, в котором находится земельная доля, или сельскохозяйственные организации, созданные в процессе реорганизации этого хозяйства. Купленные предприятием земельные доли переходят в собственность предприятия как юридического лица. На указанные доли необходимо выделить земельный участок, оформить его в собственность предприятия. Эта земля может быть заложена или продана предприятием. С землями, находящимися в пользовании или аренде, такие операции предприятие совершать не вправе.

Выплаты за купленную земельную долю могут быть единовременными или в рассрочку. При оплате в рассрочку ежегодные выплаты, как правило, выше, чем за арендованную долю. При покупке земельной доли нужно следить за тем, чтобы общая площадь сельхозугодий в собственности на одно КФХ (или на одного работника в предприятии) не превышала предельный размер, установленный областными (краевыми, республиканскими) органами.

Налогообложение купли-продажи. Продукция, услуги и деньги, выданные за купленные земельные доли, облагаются налогами. Условия такие же, как и при аренде. Отличие в том, что доход продавца земельной доли не будет облагаться налогом, если он не превышает 5 000 - кратного размера минимальной зарплаты.

ДОГОВОР КУПЛИ-ПРОДАЖИ составляется в письменной форме и регистрируется в райкомземе.

ДАРЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОЙ ДОЛИ И ИМУЩЕСТВЕННОГО ПАЯ

При дарении заключается письменный ДОГОВОР ДАРЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОЙ ДОЛИ или ДОГОВОР ДАРЕНИЯ ИМУЩЕСТВЕННОГО ПАЯ. Оба договора подлежат нотариальном удостоверению. Договор дарения земельной доли должен быть зарегистрирован в комитете по земельным ресурсам и землеустройству, только после этого он вступает в силу.

ВНЕСЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОЙ ДОЛИ В УСТАВНЫЙ КАПИТАЛ

Лицо, внесшее земельную долю в уставный капитал, становится учредителем юридического лица. Право собственности на земельную долю к юридическому лицу переходит с момента подписания лицом, внесшим земельную долю, учредительного договора. П. 5 Указа Президента РФ "О реализации конституционных прав граждан на землю" предусматривает заключение ДОГОВОРА ВНЕСЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОЙ ДОЛИ В УСТАВНЫЙ КАПИТАЛ (ПАЕВОЙ ФОНД), который должен быть зарегистрирован в комитете по земельным ресурсам и землеустройству.

РЕНТА И ПОЖИЗНЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ С ИЖДИВЕНИЕМ

Пожизненная рента - это предоставление собственнику земельной доли стабильного дохода в обмен на его долю. В этом случае собственником земельной доли становится предприятие или гражданин, который будет платить ренту. Пожизненная рента устанавливается на период жизни гражданина, передающего имущество под выплату ренты, либо другого гражданина, указанного им. В расчете на месяц размер должен быть не меньше минимального размера оплаты труда, установленного законом. Пожизненная рента может выплачиваться в деньгах, путем предоставления вещей, выполнения работ или оказания услуг.

Пожизненное содержание с иждивением - разновидность пожизненной ренты, устанавливается на период жизни гражданина, передающего имущество под выплату ренты, либо другого указанного им гражданина. Может включать обеспечение потребностей в жилище, питании и одежде, а также уход, если этого потребует здоровье гражданина, и оплату ритуальных услуг. Общий объем содержания в месяц не может быть менее двух минимальных размеров оплаты труда. В отличие от пожизненной ренты в данном случае плательщик ренты может отчуждать, сдавать в залог или иным способом обременять переданное ему имущество только с предварительного согласия получателя ренты.

Это договор кажется сходным с договорами купли-продажи. Но по договору купли - продажи уплачивается определенная денежная сумма, по договору ренты объем платежей является неопределенным.

Плательщик пожизненной ренты или пожизненного содержания вправе отказаться от дальнейшей выплаты ренты путем ее выкупа по выкупной цене, указанной в договоре, заявив об этом за 3 месяца до прекращения выплаты, с согласия получателя.

Выплаты по договорам в счет пожизненной ренты и пожизненного содержания облагаются налогом по обычным правилам, т.е. удерживается подоходный налог при выдаче денег, а при выдаче продукции стоимостью до 50 минимальных зарплат - налог не взимается. ДОГОВОР ПОЖИЗНЕННОЙ РЕНТЫ и ДОГОВОР ПОЖИЗНЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ С ИЖДИВЕНИЕМ необходимо регистрировать в райкомземе.

ВНЕСЕНИЕ ПРАВА ПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНОЙ ДОЛЕЙ В УСТАВНЫЙ КАПИТАЛ

В результате этой сделки у юридического лица возникает право пользования землей на определенный срок. Обычно он не превышает трех лет, при согласии сторон может продлеваться. Стоимость права пользования земельной долей необходимо оценить. После истечения срока внесения собственнику возвращается земля, но он сохраняет долю участия в уставном капитале (паевом фонде). Как и в случае внесения земельной доли, лицу, внесшему право пользования необходимо подписать учредительный договор и заключить отдельный ДОГОВОР ВНЕСЕНИЯ ПРАВА ПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНОЙ ДОЛЕЙ, который регистрируется в комитете по земельным ресурсам и землеустройству

.
КУПЛЯ - ПРОДАЖА ИМУЩЕСТВЕННОГО ПАЯ

При купле-продаже имущественного пая (ДОГОВОР КУПЛИ-ПРОДАЖИ ИМУЩЕСТВЕННОГО ПАЯ) оплата также может быть единовременной или в рассрочку. Общая сумма выплат в рассрочку расшифровывается не только по видам платежей (деньги, продукция, услуги), но и по срокам (первый год, второй и т.д.). Сумма всех видов платежей по всем срокам должна быть равна общей стоимости пая. Стоимость купленных предприятием имущественных паев не включается в уставный (складочный) капитал и не распределяется между участниками предприятия. Указанная стоимость, если платежи не произведены, отражается в пассиве баланса как кредиторская задолженность, все приобретенное имущество отражается в активе баланса как кредиторская задолженность, все приобретенное имущество отражается в активе баланса. Налогообложение купли-продажи имущественного пая аналогично налогообложению КУПЛИ-ПРОДАЖИ ЗЕМЕЛЬНОЙ ДОЛИ.

ОБМЕН ЗЕМЕЛЬНОЙ ДОЛИ НА ИМУЩЕСТВЕННЫЙ ПАЙ

Необходимость обмена земельной доли на имущественный пай возникает в тех случаях, когда собственник доли создает обслуживающее, перерабатывающее сельхозпродукцию или специализированное животноводческое предприятие, и ему не нужна земля, а требуется много имущественных паев, чтобы выкупить основные или оборотные фонды.

При обмене может быть составлен такой же письменный, нотариально удостоверенный договор, как и при купле-продаже (ДОГОВОР КУПЛИ-ПРОДАЖИ ЗЕМЕЛЬНОЙ ДОЛИ). К мене применяются правила купли-продажи, если это не противоречит существу мены. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен. В случае мены также применяется преимущественное право покупки, как и при КУПЛЕ-ПРОДАЖЕ.

Главная проблема при обмене - определить стоимость земельной доли. За консультацией можно обратиться в райкомзем. Стоимость земельной доли, как правило, многократно превышает стоимость одного имущественного пая. Поэтому, в договоре можно предусмотреть передачу за земельную долю нескольких имущественных паев или доплату деньгами.

ВНЕСЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННОГО ПАЯ В УСТАВНЫЙ КАПИТАЛ


Имущественный пай можно внести в уставный капитал (паевой фонд) сельскохозяйственной организации. Для этого нужно подписать учредительный договор. Лицо, внесшее имущественный пай становится участником предприятия. Для этого нужно написать заявление и получить согласие руководителя выбранного предприятия. Внесение пая в уставный капитал дает право на дивиденды, если деятельность будет прибыльной. Если хозяйство будет убыточным - участник будет нести ответственность в соответствии с условиями, на которых он стал им.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО). При любых убытках ООО (кроме умышленного банкротства) каждый участник отвечает только своим вкладом в уставный капитал.

Товарищество на вере (ТНВ). Полные товарищи отвечают по обязательствам ТНВ всем принадлежащим им имуществом, а не только вкладом в складочный капитал. Вкладчики отвечают только своими вкладами.

Налогообложение дивидендов. Предприятие. которое выплачивает дивиденды, должно удерживать подоходный налог.

ПОЛУЧЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА В СЧЕТ ЗЕМЕЛЬНОЙ ДОЛИ

Земельный участок в натуре в счет земельной доли можно получить для:

· ведения крестьянского (фермерского) хозяйства;
· ведения личного подсобного хозяйства;
· передачи в аренду крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства.

Местоположение земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, определяется в месячный срок по соглашению между собственниками земельных долей хозяйства.

Если договоренность относительно местоположения участка в течение месяца не достигнута, необходимо подать заявление в сельскую администрацию, которая при участии райкомзема определяет местоположение участка. При этом должны быть обеспечены рациональная организация территории (компактное размещение) и качество земель выделяемого участка не ниже среднего по хозяйству. Если принятое решение не удовлетворяет, можно обратиться в суд.

ОРГАНИЗАЦИОННО - ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

Программа приватизации земли и реорганизации сельскохозяйственных предприятий рекомендует следующие формы организации сельскохозяйственного производства:

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ;

ТОВАРИЩЕСТВО НА ВЕРЕ;

КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ) ХОЗЯЙСТВО;

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА.

Общество с ограниченной ответственностью и товарищество на вере - юридические лица. Крестьянское (фермерское) хозяйство и индивидуальное предпринимательство юридическими лицами не являются. Их целесообразно создавать тем, кто не будет заниматься крупным сельскохозяйственным производством.

Для созданных в процессе реорганизации предприятий лучше всего сохранить взаимосвязи, существовавшие до реорганизации. Например, взаимосвязи по поставкам продукции и услуг. Производственную инфраструктуру реорганизуемого хозяйства (мастерские, нефтехозяйства, склады, зернотоки и т.д.) и цеха по переработке сельхозпродукции целесообразно использовать всем вместе. Также есть необходимость в услугах наиболее квалифицированных специалистов, которых на селе не так много. Все это говорит о том, что созданные предприятия должны взаимодействовать между собой, необходимо КООПЕРИРОВАНИЕ СОЗДАННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ.
ТОВАРИЩЕСТВО НА ВЕРЕ
ТНВ (коммандитное товарищество) предусматривает два вида участников: полные товарищи и участники-вкладчики (коммандитисты). И те и другие вносят в складочный капитал имущественные паи, которые оцениваются в рублях. Допускаются также взносы деньгами, имуществом с оценкой в рублях.

Полными товарищами могут быть индивидуальные предприниматели и юридические лица. Вкладчиками - граждане и юридические лица. Фирменное наименование товарищества на вере должно содержать либо имена (наименования) всех полных товарищей и слова "товарищество на вере" или "коммандитное товарищество", либо имя (наименование) одного или нескольких полных товарищей с добавлением слов "и компания" и слова "товарищество на вере" или "коммандитное товарищество". В Ростовской области было создано "Товарищество на вере "Бабцов и компания".

Управление. Полные товарищи занимаются предпринимательской деятельностью от имени ТНВ. Вкладчики в этой деятельности не участвуют. Товариществом управляют полные товарищи. Количество голосов полного товарища зависит от его доли в складочном капитале. Вкладчики не участвуют в управлении, права голоса не имеют и не могут оспаривать действия полных товарищей по управлению ТНВ.

Ответственность. Полные товарищи отвечают по обязательствам ТНВ всем принадлежащим им имуществом (например, автомашина), а не только вкладом в складочный капитал. Однако гражданским законодательством определен перечень имущества, на которое не распространяется взыскание по долгам. Вкладчики отвечают только своими вкладами. Их личное имущество не используется для покрытия долгов ТНВ.

Распределение прибыли. Прибыль ТНВ, направляемая на дивиденды, распределяется между его участниками пропорционально их долям в складочном капитале. Размер дивидендов на рубль вклада у вкладчика не может быть меньше, чем у полного товарища. В случае ликвидации ТНВ вкладчики имеют преимущественное право на получение своих вкладов.

Выход из ТНВ. При выходе из ТНВ участники могут продать свои доли в порядке, установленном учредительным договором, или получить компенсацию, равную доле в складочном капитале.

Плюсы и минусы. Из-за того, что все решения в ТНВ принимаются ограниченным кругом лиц, управление становится мобильным. Это подходящая форма для средних и крупных сельскохозяйственных и обслуживающих предприятий. Оптимальное количество полных товарищей - не более 10. Полные товарищи должны полностью доверять друг другу, это связано с характером их ответственности. Товарищества на вере создаются в процессе реорганизации наиболее часто. На их долю приходится более 50% земли и имущества реорганизованных хозяйств.

Учредительные документы. Для создания ТНВ необходимы:

1)УЧРЕДИТЕЛЬНЫЙ ДОГОВОР ТОВАРИЩЕСТВА НА ВЕРЕ,
2) протокол учредительного собрания,
3) заявление о регистрации.
До регистрации ТНВ полные товарищи должны зарегистрироваться индивидуальными предпринимателями.
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ
Участниками ООО могут быть граждане и юридические лица. Каждый из участников вносит в уставный капитал свой имущественный пай, который оценивается в рублях, или иное имущество.

Управление. Каждый член ООО имеет право голоса на общем собрании. Количество голосов у отдельного члена зависит от его доли в уставном капитале. Для принятия текущих решений избирается орган управления ООО.

Ответственность. При любых убытках ООО (кроме умышленного банкротства) каждый участник отвечает только своим вкладом в уставный капитал.

Распределение прибыли. Прибыль ООО, направляемая на дивиденды, распределяется между его участниками пропорционально их доле в уставном капитале.

Выход из ООО. Участник общества вправе в любое время выйти из ООО независимо от согласия других участников. Ему выплачивается стоимость части имущества, равной его доле в уставном капитале. Подробно порядок выхода участника ООО описан в учредительном договоре.

Плюсы и минусы. Крупным ООО сложно управлять. Роль лидера ограничена, для решения важных вопросов приходится проводить общее собрание. Поэтому целесообразно создавать общество с количеством участников не больше 30.

Учредительные документы. Для создания ООО необходимы:

1) УСТАВ ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ,
2) УЧРЕДИТЕЛЬНЫЙ ДОГОВОР ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ,
3) протокол учредительного собрания общества,
4) заявление о регистрации.
КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ) ХОЗЯЙСТВО
Крестьянские (фермерские) хозяйства включают, как правило, членов одной семьи. Если членами КФХ привлекаются представители разных семей, то хозяйство лучше всего перерегистрировать в товарищество или кооператив. Руководит КФХ его глава, который признается индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица. Земля и имущество КФХ находятся в общей собственности членов хозяйства в равных долях. КФХ может брать земельные доли в аренду, покупать имущественные паи, нанимать работников.

Управление. Все решения по управлению КФХ единолично принимает глава хозяйства.

Ответственность. Глава хозяйства по обязательствам КФХ несет ответственность всем своим имуществом. Но существует перечень имущества, на которое взыскание по долгам не распространяется. Члены КФХ отвечают по его обязательствам в пределах своих вкладов.

Распределение прибыли. Прибыль хозяйства распределяет его глава. Между членами хозяйства прибыль распределяется пропорционально их вкладам.

Выход из КФХ. Если член КФХ выразил желание выйти из него, имущество и земля хозяйства могут быть поделены только судом. Во избежание такой ситуации можно заключить соглашение, по которому выходящий из КФХ мог получить часть имущества, равную своей доле. Землю,кроме переданной в аренду, можно получить лишь при ликвидации КФХ.

Плюсы и минусы. Глава и члены КФХ в течение первых пяти лет после создания хозяйства освобождены от уплаты налога на землю и подоходного налога с доходов, получаемых в этом КФХ от сельскохозяйственной деятельности. Отчисления в пенсионный фонд для КФХ установлены в размере 5% фонда оплаты труда. Форма КФХ дает простор его главе для предпринимательской деятельности. К тому же "работать в маленьком коллективе легче, так как все работники на виду и ими проще управлять", как считает Сергей Клементьев из Нижегородской области. КФХ может создать и один человек. Например, Наталья Илатовская (Нижегородская область) зарегистрировала КФХ и вышла на аукцион только со своим имущественным паем в 34 миллиона рублей. Приобрела 2 коровы и 2 тонны сена. "Я считаю, что лучше иметь синицу в руке, чем журавля в небе".

У крестьянских (фермерских) хозяйств, созданных в процессе реорганизации, лишь 6% земли реорганизованных хозяйств.

Регистрация. Для регистрации КФХ в районной администрации нужны:

1) ЗАЯВЛЕНИЕ О РЕГИСТРАЦИИ КРЕСТЬЯНСКОГО (ФЕРМЕРСКОГО) ХОЗЯЙСТВА,
2) фотографии,
3)соглашение между членами КФХ (если они решат его заключать).
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСОГО ЛИЦА
Некоторые работники хозяйства хотят работать самостоятельно, но заниматься не сельскохозяйственной, а обслуживающей деятельностью. Чаще всего это водители, крановщики и т.д. Для этого нужно зарегистрироваться в районной администрации и налоговой инспекции по месту жительства в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица. Но можно стать предпринимателем и заниматься сельхозпроизводством, как, например, пчеловод Виктор Акимович Костыря из Ростовской области. Свою земельную долю он сдал в аренду одному их предприятий, образовавшихся в ходе реорганизации ТОО "Мальчевское", а на имущественный пай выкупил пасеку.

Плюсы и минусы. Предприниматель вправе совершать любые сделки, заключать различные договоры, в том числе о совместной деятельности и трудовые (о приеме на работу). По своим обязательствам отвечает всем своим имуществом, за исключением того имущества, на которое не может быть обращено взыскание. Получая доходы, предприниматель обязан после вычета расходов производить:

· уплату подоходного налога (минимальный - 12% от суммы дохода),
· отчисления в пенсионный фонд (это позволяет включать предпринимательскую деятельность в общий трудовой стаж).
· отчисления в фонд обязательного медицинского страхования,
· отчисления в фонд социального страхования.

Индивидуальное предпринимательство целесообразно лишь в отдельных сферах (транспортное обслуживание, ремонт и т.д.).

Регистрация. Для регистрации индивидуального предпринимательства в районной администрации нужны: 1) заявление установленного образца, 2) документ об уплате регистрационного сбора. 3) фотографии.
КООПЕРИРОВАНИЕ СОЗДАННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Если в процессе реорганизации создано два или более крупных и автономных предприятия, то кооперация меду ними может осуществляться на основе разовых или долгосрочных договоров о совместной деятельности. Нет необходимости в этом случае создавать кооперативное предприятие.

Пример:
ООО "Рассвет" разделилось на два крупных товарищества на вере и два крестьянских хозяйства. Каждое товарищество получило относительно автономную производственную базу. Они договорились о сотрудничестве между собой и крестьянскими хозяйствами. Кооперативное предприятие не создано.

В случае, когда создается множество новых предприятий и крестьянских хозяйств, возникает необходимость образования объединяющей структуры для удовлетворения хозяйственных, социальных и иных потребностей.

Пример:
ООО "Радуга" разделилось на восемь товариществ на вере, три крестьянских хозяйства, выделился один индивидуальный предприниматель. Для координации работы создана ассоциация "Радуга".

Наиболее приемлемые формы кооперирования:

· АССОЦИАЦИЯ,

· ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ КООПЕРАТИВ,

· ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ,

· ПРОСТОЕ ТОВАРИЩЕСТВО.

АССОЦИАЦИЯ


Ассоциация создается для:

· координации предпринимательской деятельности участников; · защиты общих имущественных интересов участников; · оказания участникам бухгалтерских, агрономических, зоотехнических, ветеринарных и иных услуг.

Ассоциация - добровольное объединение юридических лиц. Создается после формирования предприятий - ее участников, раздела между ними имущества реорганизуемого хозяйства. Управление осуществляется советом директоров, в состав которого входят директора всех или нескольких предприятий - участников. Генеральным директором, как правило, избирается один из директоров предприятий. Средства на содержание ассоциации формируются за счет отчислений участников. Размеры отчислений и порядок их внесения регулируются учредительным договором ассоциации.

Ассоциация не занимается предпринимательской деятельностью, поэтому объекты производственной инфраструктуры реорганизуемого предприятия передаются в отдельные предприятия.

Основные недостатки ассоциации:

Монополизация объектов инфраструктуры. Обычно мастерская, склад, нефтехозяйство и т.д. имеется в хозяйстве в единственном экземпляре и передается одному из созданных предприятий. Предприятие становится монополистом объекта и вида деятельности. Это может привести к росту цен на услуги, уменьшению объемов предоставляемых услуг, необходимости строительства ремонтных мастерских и других объектов в остальных предприятиях.

Налоги. Ассоциация не попадает в категорию сельскохозяйственных предприятий и не имеет налоговых льгот, которые предоставляются сельхозпредприятиям.

Запрет на предпринимательскую деятельность. Ассоциация не может заниматься предпринимательской деятельностью (направленной на извлечение прибыли). В противном случае она должна быть преобразована в хозяйственное товарищество или общество. Участники ассоциации пользуются ее услугам бесплатно.

Учредительные документы. Для создания ассоциации необходимы:
· УЧРЕДИТЕЛЬНЫЙ ДОГОВОР АССОЦИАЦИИ,
· УСТАВ АССОЦИАЦИИ.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ КООПЕРАТИВ
Если новые предприятия хотят сохранить в общем пользовании объекты производственной инфраструктуры, то лучше создать обслуживающий кооператив. Кооператив может оказывать услуги по:

· хранению и реализации сельхозпродукции,
· переработке сельхозпродукции,
· материально-техническому снабжению,
· ремонту и техобслуживанию,
· транспортному обслуживанию,
· выполнению отдельных видов сельхозработ,
· выполнению строительных работ и заказов на проектную документацию,
· консультационному обслуживанию (бухгалтерскому, ветеринарному, агрономическому, зоотехническому и т.д.)

Это примерный перечень услуг.

Членство в кооперативе. Членами потребительского кооператива могут быть граждане и юридические лица. Члены кооператива обязаны участвовать в его хозяйственной деятельности. Кооператив может быть образован, когда в его состав входит не менее 2 юридических лиц или не менее 5 граждан. Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слова "сельскохозяйственный кооператив". В нашем случае это "обслуживающий сельскохозяйственный кооператив".

Паевые взносы. Члены кооператива обязаны внести паевые взносы. Паевой взнос может быть в виде имущественного пая, земельного участка, иного имущества или денег. Взнос необходимо оценить в рублях. Паевой взнос может быть обязательным и дополнительным. Обязательный дает члену право голоса и право на участие в деятельности кооператива, на пользование его услугами и льготами. Обязательный пай устанавливается пропорционально предполагаемому объему участия члена кооператива в его деятельности. Дополнительный вносится по желанию члена кооператива сверх обязательного взноса. Управление. Деятельностью кооператива управляет общее собрание членов или уполномоченных. Оперативные вопросы в промежутках между собраниями решает правление. Обязательно создается наблюдательный совет кооператива. Он избирается на общем собрании и состоит из трех членов кооператива. Как правило, член кооператива имеет один голос на собрании. Однако для юридических лиц уставом можно предусмотреть иное. Кроме того, в кооперативе есть так называемые ассоциированные члены. Это граждане или юридические лица, внесшие паевые взносы, но не имеющие права голоса.

Распределение прибыли и убытков. Прибыль, полученная кооперативом, распределяется между членами пропорционально участию в деятельности кооператива. Дивиденды выплачиваются только по дополнительным паям. Убытки также распределяются пропорционально участию в деятельности кооператива.

Учредительные документы. Для создания кооператива необходимы:
· УСТАВ КООПЕРАТИВА, подписанный членами с указанием их фамилий, имен, отчеств, дат рождения, мест жительства, серий и номеров паспортов или заменяющих их документов.
· протокол общего организационного собрания членов о создании кооператива, об утверждении его устава, о составе правления кооператива, подписанный председателем и секретарем собрания.
· заявление о регистрации кооператива.
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ (ООО)
Учредителями ООО могут быть как юридические лица (сельхозпредприятия), так и граждане.

Пример.Учредителями ООО, создаваемого для оказания ремонтно - технических услуг, могут быть как сельхозпредприятия, так и работники мастерской.

Обслуживающее предприятие в форме ООО целесообразно создавать в тех случаях, когда:

· учредителями хотят быть на только созданные сельхозпредприятия, но и члены трудовых коллективов объектов производственной инфраструктуры (мастерских, нефтехозяйств, складов и т.д.).
· сельхозпредприятия не могут или не хотят вносить достаточное количество имущественных паев для выкупа объектов производственной инфраструктуры, и возникает необходимость привлечь паи работников этих объектов.
· наряду с обслуживанием учредителей предприятие намерено заняться другими видами деятельности (например, производством сельхозпродукции).

Для эффективного контроля за деятельностью ООО доля сельхозпредприятий в уставном капитале должна превышать 50%. Это положение может быть включено в устав и оставаться обязательным при любых пересмотрах размеров и структуры уставного капитала.

Плюсы и минусы. Преимущество ООО перед кооперативом - большая заинтересованность работников - учредителей. Они могут влиять на принимаемые решения. Недостаток - отсутствие налоговых льгот, предоставляемых сельхозпредприятиям.

Учредительные документы. Для создания ООО необходимы:
· УСТАВ ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ,
· УЧРЕДИТЕЛЬНЫЙ ДОГОВОР ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ,
· протокол учредительного собрания,
· заявление о регистрации.
ПРОСТОЕ ТОВАРИЩЕСТВО
Простое товарищество не является юридическим лицом. Его участники (товарищи) - индивидуальные предприниматели и коммерческие организации. Цель создания - совместная деятельность или совместное использование каких-либо объектов. Вклады могут вноситься имущественными паями, деньгами, имуществом. Размер вклада участника может определяться исходя из его потребности в услугах по данному объекту (или группе объектов).

Обслуживание и ведение учета (отдельного баланса) по совместной деятельности поручается одному из товарищей, как правило, тому, который сделал наибольший вклад.

Прибыль, побочная продукция, расходы и убытки распределяются с соответствии с договором пропорционально стоимости потребленных услуг или иным способом.

Выход участника осуществляется в случае прекращения или расторжения договора, а также по требованию кредитора. В случае прекращения или расторжения договора участникам полагается компенсация их вклада.

Участники, прекратившие деятельность в товариществе, отвечают перед третьими лицами по обязательствам, возникшим в период их участия в договоре.

Для создания простого товарищества нужно заключить ДОГОВОР ПРОСТОГО ТОВАРИЩЕСТВА (договор о совместной деятельности).
Назад к главному меню