Некоторые вопросы государственного регулирования продовольственного рынка


Послал Богданова А.Н. 30 ноября 1999 23:25:01

Некоторые вопросы государственного регулирования продовольственного рынка (на основе «Фонда поддержки индивидуального жилищного строительства на селе»)


Ориентация экономики страны на рыночные методы хозяйствования вызывает необходимость вовлечения в оборот наряду с традиционными новые источники материальных ресурсов, совершенствования управления этими ресурсами на всех этапах жизненного цикла товаров, укрепления материально-технической базы товаропроводящей сети. Решение этих вопросов невозможно без учета многоукладности российской экономики, особенностей производства и распределения материальных ресурсов, в первую очередь, продовольственных товаров. Приоритет продовольственной группы в общей структуре товарооборота обусловлен известными экономическими и социальными причинами, в числе которых низкая покупательная способность населения, рост инфляции, кризис бюджетной сферы и др. Действовавшая ранее система распределения продовольственных товаров практически исчерпала себя, а рыночные механизмы товарного обеспечения не стабильны.

В настоящее время значительная доля товаров в России реализуется на продовольственных рынках, которые находятся в муниципальной, частной или кооперативной собственности.

Сеть продовольственных рынков создавалась в стране в течение длительного периода, и на различных этапах своего развития они решали различные задачи.

Сегодня от рынков ждут реальной помощи в решении продовольственной проблемы, их развитию и улучшению работы придается большое значение.

Предпосылкой к лучшему в работе рынков являются новые подходы и взгляды на кооперацию, и аренду, меняющееся отношение к индивидуальной форме торговли. Они такая же составная и необходимая часть образа жизни, как и индивидуальная трудовая деятельность. Рынок должен представлять собой равноправную конкуренцию его участников: государственного, кооперативного и частного сектора.

Продовольственный рынок является составной частью сферы обращения, торговли товарами народного потребления. Он может иметь определенные объективные закономерности развития, умелое использование которых способствует улучшению снабжения населения продовольствием и дополнительному его производству в личных подсобных хозяйствах, а так же колхозах, совхозах и других хозяйствах.

Рынок завязывает в один тугой организационно-экономический и социальный узел проблемы производства, хранения, транспортировки, снабжения и реализацию продукции, успешно развязать который можно только совместными усилиями многих органов управления. Лишь на этой основе можно обеспечить высокую социально-экономическую эффективность функционирования и развития рынков.

Продовольственный рынок — прежде всего местный рынок. Он служит своеобразным барометром, показывающим плюсы и минусы в организации производства, закупок, транспортировки, переработки и торговли продовольствием, а также свидетельствует о развитии личного подсобного хозяйства.

В отличие от организованного рынка, включающего государственную и кооперативную торговлю, торговля на продовольственном рынке представляет собой неорганизованный рынок, где цена на реализуемую продукцию складывается в зависимости от спроса и предложения. Уровень цен на таком рынке регулируется за счет:

— увеличения продажи аналогичных сельскохозяйственных продуктов по твердым розничным ценам предприятиями государственной и кооперативной торговли;

— расширения торговли потребительской кооперации сельскохозяйственными продуктами, закупаемыми по ценам договоренности;

— увеличения удельного веса продажи плодоовощной продукции на рынках предприятиями различных форм собственности;

— более полного вовлечения в торговлю на рынках излишков продуктов растениеводства и животноводства, производимых в личных подсобных хозяйствах всех категорий населения.

Увеличение объемов сельскохозяйственного производства в АПК создает благоприятные предпосылки для расширения рыночной торговли. Но одновременно будут возрастать и социально-экономические требования к ней. Причем эта закономерность в перспективе будет все четче проявляться, поэтому уже сейчас необходимо учитывать ее при решении как текущих рыночных дел, так и особенно перспективных. Развитию рынков должны уделять внимание не только местные, но и центральные органы планирования и управления.

В свою очередь, и рынки оказывают влияние на улучшение государственной и кооперативной торговли продовольствием. Суть проблемы заключается в том, что у покупателей расширяются возможности выбора покупки того или иного продукта с учетом его цены и качества. Такое взаимовлияние и взаимодействие различных форм торговли, состязательность в лучшем обслуживании потребителя принесут только пользу. Рынки могут также выступать в роли своеобразной лаборатории по обработке наиболее эффективных форм и методов улучшения снабжения населения продовольствием.

Государственное унитарное предприятие “Белгородский областной фонд поддержки индивидуального жилищного строительства” (ИЖС) создан 29 декабря 1993 года решением главы областной администрации. Его рождение всецело связано с разработкой областной администрацией мер, направленных на выполнение постановления правительства Российской федерации “О государственной целевой программе “Жилище”, и приоритетным направлением аграрного сектора экономики”.

Одним из звеньев его выполнения стало строительство жилья в селах Белгородской области. Впервые за многие годы предложили сельскому жителю, желающему построитель личный дом, заключить договор на получение льготной ссуды с последующим ее погашение в течение пятнадцати лет сельхозпродукцией.

Благодаря системе льгот, работе без посредников, стоимость квадратного метра жилья, введенного с помощью фонда ИЖС, значительно ниже, чем в строительных организациях. Источниками пополнения средств областного фонда ИЖС являются бюджетные, а так же внебюджетные отчисления, в том числе за счет отчислений от областного фонда занятости, договоров с предприятиями на совместную деятельность, доходов фонда от переработки и реализации продукции и другие.

С момента создания фонда было выдано, 8923 сельским застройщикам, около 400 млн. рублей еще 8000 человек обратились за получением льготного кредита. При поддержке областного фонда ИЖС введено 9798 домов площадью более 1261691 кв. м. В результате, в целом по области ввод жилья увеличился на одну треть, а индивидуального в два с половиной раза.

В ассортименте продукции, получаемой от заемщиков, входят зерновые культуры, продукция переработки зерновых культур, овощи, фрукты, мясо и другие виды сельскохозяйственной продукции (за 5 лет поступило 15409 тонн мяса). Источники поступления продуктов питания позволили областному фонду открыть в Белгородской области продовольственные рынки. С помощью фонда ИЖС построено 10 минипивзаводов с кафе и барами, открыта сеть магазинов. Кроме того, созданы производственные цеха по выпуску хлебобулочных изделий. При этом создается инфраструктура, что способствует организации в сельской местности развитию социальной среды. С этой целью за счет выделенных средств введено в эксплуатацию 151,2 км водопровода, 203 км линий электропередачи.

Областной фонд ИЖС способствует с одной стороны инвестированию сельского жителя, а с другой стороны пополняет товарными ресурсами продовольственные рынки.

Богданова А. Н.
аспирант кафедры
таможенного дела
и предпринимательства, БУПК