Налогообложение КФХ


Послал РосАгроФонд, (член Ассоциации АГРО) 04 июня 1999 11:38:36

РосАгроФонд, (член Ассоциации АГРО)
тел.: 207-7676
факс: 925-1992
e-mail: raf@raf.org.ru
Интернет: http://www.a-z.ru/agrofond/rafond/index.htm

Налогообложение КФХ

По существующему законодательству созданные до вступления в силу части 1 ГК РФ КФХ имели статус юридического лица. Как известно, такие КФХ могут привести свой статус в соответствие с действующим законодательством и стать КФХ без образования юридического лица. В этом случае глава КФХ без статуса юридического лица, в соответствии со ст. 23 ГК РФ, признается предпринимателем с момента государственной регистрации КФХ. Соответственно, налоги, исчисляемые и уплачиваемые таким хозяйством, аналогичны налогам, уплачиваемым индивидуальным предпринимателем: подоходный налог с физических лиц, налоги в дорожные фонды, земельный налог, взносы в государственные внебюджетные фонды, налоги на имущество физических лиц, местные сборы.
Подоходный налог. Подоходным налогом облагается совокупный годовой доход, полученный членами хозяйства, который представляет собой разницу между валовым доходом, полученным в течение календарного года, и документально подтвержденными расходами, связанными с извлечением этого дохода. Состав доходов, связанных с извлечением дохода определяется, применительно к Положению о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции, и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 года №552. При этом в валовой доход не включаются суммы полученных доходов, которые в соответствии с законодательством не подлежат налогообложению.
Уплата налога осуществляется авансовыми платежами (15 июля, 15августа и 15 ноября) равными долями от годовой суммы налога, исчисленной за истекший год, а по вновь образованным хозяйствам от предполагаемой суммы дохода за текущий год. По окончании финансового года глава КФХ представляет в срок до 30 апреля декларацию о доходах, на основании которой налоговые органы не позднее 1 июля года, следующего за отчетным, осуществляют пересчет налога по фактически полученному совокупному доходу. Уплата налога производится на основе платежного извещения, вручаемому главе КФХ налоговым органом.
Следует отметить, что доходы членов КФХ получаемые в этом хозяйстве от сельскохозяйственной деятельности не подлежат обложению налогом в течение первых пяти лет, с момента образования хозяйства.
При расчете суммы подоходного налога необходимо также учесть, что доход членов КФХ ежемесячно уменьшается на сумму дохода в двукратном размере установленного законом месячного размера оплаты труда до месяца, в котором доход физического лица превысит 10 тыс. руб.; на сумму дохода в размере однократного ММРОТ, начиная с месяца, в котором доход превысил 10 тыс. руб. до месяца, в котором совокупный доход составит 30 тыс. руб.. Начиная с месяца, в котором совокупных доход превысил 30 тыс. руб. вычеты не применяются. В таком же порядке совокупный доход уменьшается на суммы расходов на содержание детей и иждивенцев. (вычеты осуществляются на каждого иждивенца). С 1 января 1999 года действуют следующие ставки подоходного налога:

Размер совокупного облагаемого дохода, полученного в календарном году Ставка налога в Федеральный бюджет, % Ставка налога в бюджеты субъектов Российской Федерации
до 30 000 руб. 3 9%
от 30 001 до 60 000 руб. 3 2 700 руб. плюс 12% с суммы, превышающей 30 000 руб.
от 60 001 до 90 000 руб. 3 6 300 руб. плюс 17% с суммы, превышающей 60 000 руб.
от 90 001 до 150 000 руб. 3 11 400 руб. плюс 22% с суммы, превышающей 90 000 руб.
от 150 001 до 300 000 руб. 3 24 600 руб. плюс 32% с суммы, превышающей 150 000 руб.
свыше 300 000 руб. 3 72 600 руб. плюс 42% с суммы, превышающей 300 000 руб.

Земельный налог. Земельный налог относится к категории местных налогов. Ставки налога определяются местными органами власти с учетом состава угодий, их качества, площади и местоположения. Минимальные ставки земельного налога на один гектар пашни и других сельскохозяйственных угодий устанавливаются органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ.
Не платят налог граждане, впервые образующие КФХ, в течение пяти лет с момента предоставления им земельного участка .
Налоги на имущество физических лиц. Также к категории местных налогов относятся налоги на имущество физических лиц. К ним относятся налог на строения, здания и сооружения и налог на транспортные средства. Первым налогом ежегодно облагаются строения, помещения, сооружения, по ставке, устанавливаемой органами власти субъектов РФ в размере, не превышающем 0,1 % от их инвентаризационной стоимости .
Налогом на транспортные средства облагаются мотосани, катера, моторные лодки и другие транспортные средства, за исключением автотранспортных средств, облагаемых налогом с владельцев транспортных средств. Ставка налога зависит от мощности транспортного средства.
Представительные органы власти районов могут устанавливать дополнительные льготы по налогам (в т.ч. и для КФХ) для отдельных категорий плательщиков и отдельных плательщиков. Городские, поселковые, сельские советы могут предоставлять льготы по налогам на имущество физических лиц только отдельным плательщикам.
Налоги в дорожные фонды. КФХ являются также плательщиками таких налогов в дорожные фонды как налог с владельцев транспортных средств и налог на приобретение транспортных средств. В случае если доход от реализации произведенной КФХ сельскохозяйственной продукции составляет более 70 % от общей суммы доходов, то КФХ освобождаются от уплаты налогов в дорожные фонды. Ставки первого налога зависят от типа транспортного средства и его мощности, ставки второго составляют: на прицепы и полуприцепы - 10 процентов от покупной стоимости, на автомобили - 20 % . Не облагается налогом на приобретение транспортных средств приобретение их для личного пользования членами КФХ.
Взносы во внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды в РФ представлены Пенсионным фондом РФ, Фондом социального страхования, Фондом обязательного медицинского страхования, Фондом занятости населения. КФХ выступает в отношениях с указанными фондами в двух ипостасях: как работодатель и как получатель дохода. Соответственно подлежат обложению взносами суммы выплачиваемые работникам и доход, полученный членами КФХ.
Суммы выплачиваемые работникам по всем основаниям облагаются по следующим ставкам: 20,6% в Пенсионный фонд РФ, 5,4% в фонд Социального страхования, 3,6% в фонды обязательного медицинского страхования (в т.ч. в Федеральный фонд - 0,2%), 1,5% в фонд занятости населения .
Взносами в фонды: Пенсионный, Медицинского страхования, Занятости населения облагаются также суммы, выплачиваемые по договорам подряда и поручения, а в Пенсионный фонд также по другим договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
По таким же ставкам КФХ уплачивают взносы с суммы дохода, полученного в текущем году.
Местные сборы. Органами местного самоуправления могут быть установлены такие местные сборы как: на содержание милиции, на благоустройство территории, на нужды образования и прочие. Плательщиками этих сборов могут являться как юридические, так и физические лица (в том числе члены КФХ). При этом совокупная ставка этих сборов для физических лиц в год не может превышать размера 3% от 12 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда .
Сравнение налогообложения. К КФХ, имеющим статус юридического лица, применяются все положения налогового законодательства, касающиеся юридических лиц. В частности они являются плательщиками таких налогов как НДС и налог на прибыль. Кроме того, они обладают обособленным имуществом, т.е. доход КФХ -юридического лица не является доходом членов хозяйства. Чтобы последние его получили его необходимо распределить, сопроводив распределение исчислением причитающихся налогов.
Как юридические лица, КФХ, не приведшие статус в соответствие с ГК, должны вести бухгалтерский учет. Т.е. обеспечить сплошное и непрерывное отражение хозяйственной деятельности хозяйства на счетах бухгалтерского учета методом двойной записи. Конечным результатом ведения бухгалтерского учета является составление бухгалтерской отчетности, которая включает в себя бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках и приложения к ним. Этот порядок закреплен законом РФ «О бухгалтерском учете». В подтверждение необходимости ведения бухгалтерского учета КФХ - юридическими лицами Минсельхозпродом РФ был принят Приказ от 01.06.95г. №146 «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств». Однако на практике налоговые органы в качестве отчетной формы этой категории хозяйств продолжают принимать форму №5-КХ, разработанную Фондом поддержки и развития крестьянских (фермерских) хозяйств "Российский фермер" ещё в 1991 году. Такое положение было закреплено совместным Письмом ГНС РФ и АККОР от 30.01.93 г. №ВГ-6-02/54а,02-09/110 «Об отчетности и налогообложении крестьянских (фермерских) хозяйств». Порядок заполнения формы №5-КХ определен в рекомендациях по ведению учета производственной деятельности в крестьянском (фермерском) хозяйстве, разработанных тем же фондом «Российский Фермер».
Порядок учета, определенный данными рекомендациями отличается от бухгалтерского. Так в Рекомендациях сказано, что все поступающие в хозяйство со стороны в течение года материальные ценности (независимо от того, использованы ли они в производственном процессе или нет) считаются израсходованными. Продукция и материалы собственного производства (семена, корма, навоз, подстилка, яйца для инкубации и т.п.), использованные в своем хозяйстве на производственные нужды, считаются внутрихозяйственным оборотом и во избежание двойного счета в затраты не включаются. Это противоречит одному из принципов бухгалтерского учета, по которому все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Т.е. списание материальных ценностей на затраты должно сопровождаться составлением первичных документов вне зависимости от того являются ли эти ценности приобретенными, либо произведены в хозяйстве.
Необходимо отметить, что рекомендации Фонда «Российский Фермер» не являются нормативным документом, т.к. выпущены не государственным органом, поэтому, положения, закрепленные ими, и противоречащие законодательству о бухгалтерском учете и налогообложении, не должны применяться. Т.е. списание материальных ценностей на затраты должно сопровождаться составлением первичных документов и величина затрат, учитываемая при определении финансового результата должна определяться, исходя из доли реализованной продукции в общем объеме производства. Исходя из этих условий разберем отличия в налогообложении КФХ, глава которых признается предпринимателем в соответствии со ст.23 ГК РФ, КФХ - юридическим лицом и прочими сельскохозяйственными организациями (АО, СПК, ТнВ, ООО) на условном примере.

Крестьянское (фермерское) хозяйство, созданное в 1993 году , в 1999 году получило урожай пшеницы в количестве 200 тонн.
Затраты по производству этой пшеницы составили:
· горючее - 50 тыс. руб. (в том числе НДС - 6,9 тыс. руб.)
· семена собственного производства - 15 тыс. руб.
· амортизация основных средств - 20 тыс. руб.
· прочие затраты - 10 тыс. руб.
Десять процентов от урожая хозяйство оставило на семена, остальная часть была реализована в декабре месяце. Цена реализации зерна - 800 руб. за тонну без НДС.
Все работы глава КФХ производит собственными силами. На личные нужды глава потратил 18 000 руб. из полученного дохода. Глава получает эти средства из дохода крестьянских хозяйств, но в случае преобразования КФХ в юридическое лица любой другой формы эти средства оформляются как ежемесячная заработная плата. Сначала рассмотрим ситуацию, когда хозяйство реализует продукцию оптом за безналичный расчет. В данном случае цена реализации без НДС для всех трех форм хозяйств будет одинакова.
Показатель КФХ, глава которого признается Юридические лица
предпринимателем КФХ Прочие
Выручка от реализации (без НДС) 144 000 144 000, 144 000,
Налог на добавленную стоимость 0 14 400, 14 400,
НДС по приобретенным и оплаченным ТМЦ, возмещаемый из бюджета 0 6 900, 6 900,
Сумма НДС, подлежащая перечислению в бюджет 0 7 500, 7 500,
Затраты, включаемые в себестоимость 80 000 79 290, 100 528,2
Доход (прибыль) 64 000 64 710, 43 471,8
Взносы в ПФ РФ 13 184 13 330,26 3 888,
в Фонд Социального страхования РФ 3 456 3 494,34 972,
в фонды обязательного медицинского страхования РФ 2 304 2 329,56 648,
в Фонд Занятости населения РФ 960 970,65 270,
Налог на прибыль 0 0 0
Совокупный годовой доход членов КФХ 44 096 18 000, 17 820,
Вычеты из совокупного дохода 1 836,78 1 920,27 1 502,82
Совокупный налогооблагаемый доход членов КФХ 42 259,22 16 079,73 16 317,18
Сумма подоходного налога, подлежащая уплате в бюджет 5 438,88 1 929,57 1 958,06
Итого поступление денежных средств в хозяйство 144 000 158 400, 158 400,
Итого налоговые платежи 25 342,88 29 554,38 15 236,06
Чистый приток денежных средств 118 657,12 128 845,62 143 163,94
То есть, при реализации продукции за безналичный расчет в наиболее выгодном положении находятся юридические лица - не крестьянские хозяйства. Происходит это по следующим причинам:
· во-первых, льгота по налогу на прибыль, полученную от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства не несет срочный характер в отличие от таковой по подоходному налогу;
· во-вторых, КФХ как физические, так и юридические лица вынуждены уплачивать взносы во внебюджетные фонды с суммы дохода, полученного хозяйством, вне зависимости от факта личного потребления дохода членами КФХ. Такое положение закреплено Законом РФ «О тарифах страховых взносов в Пенсионных фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год», Постановлением Правительства РФ от 06 октября 1994 г. N 1139 «О порядке уплаты крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, родовыми и семейными общинами малочисленных народов севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ и Государственный Фонд занятости населения РФ», Постановлением Правительства РФ от 11 октября 1993 года №1020 «О порядке уплаты КФХ, родовыми, семейными общинами малочисленных народов севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, страховых взносов в пенсионных фонд РФ».
То, что основная разница в платежах приходится на взносы во внебюджетные фонды, объектом обложения которыми у КФХ является доход, объясняет следующую закономерность: разница в налоговых платежах прочих юридических лиц и КФХ тем больше, чем выше рентабельность производства. В случае убыточной работы, или работы без прибыли (дохода), взносы во внебюджетные фонды крестьянскими хозяйствами уплачиваться не будут вообще, и совокупные налоговые платежи будут ниже чем у других форм хозяйствования.
В случае реализации продукции за наличный расчет на рынке ситуация несколько изменится:
Показатель КФХ, глава которого признается Юридические лица
предпринимателем КФХ Прочие
Выручка от реализации (без НДС) 158 400, 144 000, 144 000,
Налог на добавленную стоимость , 14 400, 14 400,
НДС по приобретенным и оплаченным ТМЦ, возмещаемый из бюджета , 6 900, 6 900,
Сумма НДС, подлежащая перечислению в бюджет , 7 500, 7 500,
Затраты, включаемые в себестоимость 80 000, 79 290, 100 528,2
Доход (прибыль) 78 400, 64 710, 43 471,8
Взносы в ПФ РФ 16 150,4 13 330,26 3 888,
в Фонд Социального страхования РФ 4 233,6 3 494,34 972,
в фонды обязательного медицинского страхования РФ 2 822,4 2 329,56 648,
в Фонд Занятости населения РФ 1 176, 970,65 270,
Налог на прибыль , , ,
Совокупный годовой доход членов КФХ 54 017,6 18 000, 17 820,
Вычеты из совокупного дохода 1 836,78 1 920,27 1 502,82
Совокупный налогооблагаемый доход членов КФХ 52 180,82 16 079,73 16 317,18
Сумма подоходного налога, подлежащая уплате в бюджет 6 927,12 1 929,57 1 958,06
Итого поступление денежных средств в хозяйство 158 400, 158 400, 158 400,
Итого налоговые платежи 31 309,52 29 554,38 15 236,06
Чистый приток денежных средств 127 090,48 128 845,62 143 163,94

То что остаток денежных средств в хозяйстве, имеющим статус в соответствие со ст. 23 ГК РФ, оказался больше чем в предыдущем случае обусловлено равной для всех форм ценой реализации продукции. Она определяется рынком вне зависимости от того, включен в неё НДС или нет. Юридические лица из этой цены должны выделить НДС и перечислить его в бюджет, а КФХ, глава которого предприниматель этого не делает, так как не является плательщиком налога на добавленную стоимость. За счет этой суммы и произошло увеличение чистого притока денежных средств в хозяйство.
Указанный пример показывает, что, к сожалению, после окончания льготного пятилетнего периода крестьянские (фермерские) хозяйства, действующие в любой форме, при прибыльной работе оказываются в менее выгодной с точки зрения налогообложения ситуации по сравнению с другими формами хозяйствования.


Приложение: РосАгроФонд