Статья журнала "Эксперт"


Послал Российская сельская информационная сеть 26 сентября 2002 09:00:28

Кто пополнит закрома
Невысокий урожай зерновых в США, Канаде и Австралии обусловил рекордный рост цен на пшеницу твердых сортов. Выиграть от этого могут производители России, Украины и Казахстана
Петр Кирьян

Оглавление статьи:

Кто пополнит закрома | Анатомия дефицита | Шанс для России | Как вывезти зерно |

Цены на высококачественную пшеницу бьют один рекорд за другим: зерно из Франции дешевле 129 долларов за тонну уже не купишь, а пшеница с отгрузкой в Мексиканском заливе может стоить и все 190 долларов. В прошлые годы 120-130 долларов за тонну считалось ценой попросту запредельной. Всему виной засуха в США и Канаде и проливные дожди в Центральной Европе - урожай высококачественных зерновых погубила, конечно же, погода.

"Совокупный урожай зерновых - неплохой, в некоторых странах, например в Великобритании, он даже рекордный. Но уродилось в основном зерно фуражное или пшеница не самых высоких сортов, тогда как всем нужна именно твердая пшеница, которая в первую очередь идет на производство муки для хлеба", - рассказал "Эксперту" о ситуации на рынке руководитель отдела пшеницы британской торговой компании Rank Hovis Питер Джонс. Спрос на дефицитную твердую пшеницу постоянно растет, и такая ситуация сохранится как минимум еще полгода - пока на рынке не появятся озимые. Снижения цен не приходится ждать ранее августа следующего года, когда начнут продавать новый урожай.


Анатомия дефицита

Удорожание пшеницы пока во многом связано не с дефицитом наличного зерна, а с тем, что рынок не знает точных цифр по урожаю за этот год и состоянию зерновых резервов. Засуха в США, Канаде и Австралии и наводнение в Центральной и Восточной Европе опровергли все прогнозы урожая на этот год, а точных данных по реальному урожаю все еще нет. "В ближайшие шесть месяцев цены будут высокими, потому что пока неизвестно, каков реальный дефицит зерна. В странах-импортерах есть государственные и частные резервы зерна. Но последние два-три года урожаи в США и Канаде тоже сокращались, конечно, более плавно, чем в этом. Весьма вероятно, что часть зерновых резервов существует только на бумаге. В ЕС из-за наводнения до сих пор неясно, какой будет урожай в Германии и Восточной Европе. Наконец, мы не знаем, учитывая текущую политическую ситуацию в мире, сколько зерновых готовы поставить на внешний рынок США", - поясняет логику поведения биржи аналитик исследовательской группы Economist Intelligence Unit (EIU) Метью Перри.

Предварительный подсчет потерь пока провело только Министерство сельского хозяйства США (USDA). По его данным, валовой сбор (по всем видам зерновых) снизился в Канаде на 5 млн тонн, в Соединенных Штатах - на 7,3 млн тонн, в Австралии - на 9 млн тонн. "В Штатах такого низкого урожая не было тридцать лет, в Канаде - двадцать восемь, в Австралии - восемь лет", - комментирует подсчеты USDA эксперт аналитического подразделения агрокомпании ОГО Рудольф Булавин. США, Канада и Австралия - основные поставщики высококачественной пшеницы (содержание белка свыше 23%). По грубым оценкам, в структуре экспорта этих стран на высококачественные сорта пшеницы приходится примерно половина. Из этого следует, что мировой рынок зерна недополучит в этом году более 10 млн тонн пшеницы высшего качества.

Дефицит высококачественной пшеницы скажется прежде всего на странах Юго-Восточной Азии - ежегодно они импортируют 18-19 млн тонн такой пшеницы из Австралии и США. Американскую пшеницу покупают в основном Япония и Китай (сам производитель зерна, но закупает именно высококачественную пшеницу). Австралийское зерно идет на Ближний Восток, в Малайзию, Индонезию и другие азиатские страны. Интересная ситуация сложилась в Индии: обычно она покупает высококачественное зерно в Австралии, но в этом году она выступает в непривычной роли продавца. В целом госрезервы Индии по итогам прошлого года составляют 20 млн тонн, и считается, что индийские компании своими поставками покроют недостаток австралийского зерна. В Латинской Америке есть свой экспортер - Аргентина, где с урожаем в этом году все вполне благополучно. По оценкам аналитиков, только два региона мира будут вынуждены искать новых поставщиков - Северная Африка и Европа (прежде всего речь идет о Западной и Центральной). Именно спрос этих двух регионов и толкает цены на пшеницу вверх. Заработать на создавшемся дефиците могут как страны бассейна Черного моря, прежде всего Россия и Украина, так и Казахстан.

За рубежом нынешний кризис сравнивают с событиями 1970 года, тогда Европа тоже испытала серьезный дефицит твердой пшеницы. Тридцать лет назад мукомольные компании активно скупали дешевую пшеницу всех сортов, чтобы "разбавить" ей высококачественное зерно при производстве муки. Питер Джонс из Rank Hovis считает, что в этом году наверняка, а может быть, и в следующем, производители муки будут действовать ровно так же. Впрочем, в 2003 году ситуация может измениться: видя сильный спрос на высококачественную пшеницу, агрокомпании и фермеры увеличат ее посевы, и через год предложение пшеницы заметно вырастет.
Шанс для России
В России, на Украине и в Казахстане урожай зерновых уже второй год подряд превышает внутренние потребности. В 2001 году Россия могла себе позволить экспортировать 7,2 млн тонн зерна (из них на пшеницу пришлось 4,4 млн тонн), в этом году экспорт может увеличиться до 8-10 млн тонн. Основные покупатели наших зерновых - страны ЕС (Испания, Италия, Греция), Ближний Восток (Турция и Ирак в рамках программы ООН "Нефть в обмен на продовольствие") и Север Африки. В основном из России вывозится фуражное зерно и пшеница четвертого класса, которая идет на помол муки и в которой содержание клейковины (именно этот показатель качества наиболее близок к западным оценкам содержания белка) составляет 15-22%. А пшеница третьего класса (содержание клейковины от 23%, то есть это полный аналог высококачественного американского и австралийского зерна) на экспорт практически не отгружается, ее активно скупают российские мукомольные предприятия.

Но сегодня западные трейдеры готовы закупать в больших количествах и менее качественное зерно (например, нашу пшеницу четвертого класса), чтобы при производстве муки "разбавить" им слишком дорогую высококачественную пшеницу. За рубежом спрос на российские поставки весьма велик, потому что они крайне дешевы. "Сегодня российское зерно выгодно транспортировать даже в Канаду", - считает Рудольф Булавин.

Для торгующих зерном компаний из России сегодняшняя ситуация на рынке зерна - это хороший шанс заработать на разнице внутренних и внешних цен: зерно в России минимум в два раза дешевле аналогичной продукции американских и европейских фермеров (правда, с учетом доставки разница в цене уменьшается до 20-30%). "Если мы возьмем пшеницу на элеваторе на Северном Кавказе, то цена за тонну будет около пятидесяти долларов. После доставки зерна в Новороссийск и ее перевалки цена вырастет до шестидесяти пяти-шестидесяти девяти долларов за тонну. В порту Греции или Испании тонна зерна будет стоить около девяноста долларов, что дешевле французской пшеницы на сорок долларов за тонну", - говорит Рудольф Булавин. И российские аграрии, в отличие, например, от металлургов, не сталкиваются с экспортными ограничениями в ЕС: Евросоюз рассчитывает пошлины исходя из цен на американскую пшеницу. Сейчас она очень дорогая, и пошлины ЕС на импорт зерна нулевые.


Как вывезти зерно
Если что и препятствует экспорту зерна из России, так это внутренние ограничения. Первая помеха - российская система сертификации зерновых культур не соответствует тем, что применяются в ЕС и США. Разность стандартов оборачивается для экспортеров дополнительными издержками. Так, например, в российских ГОСТах не стоит показатель белка, поэтому его нужно определять для каждой экспортной партии. И если на внутреннем рынке можно спокойно оперировать таким понятием, как "содержание клейковины", то для работы на внешних рынках экспортерам приходится или дополнительно оплачивать проверку зерна на содержание белка, или проводить ее самостоятельно, предварительно потратившись на технику.

Второе препятствие - отечественная транспортная инфраструктура. Порты и железная дорога либо не рассчитаны под масштабный экспорт зерна, либо находятся на территории независимых государств - бывших советских республик (как, скажем, зерновой элеватор и терминал в эстонском порту Мууга с годовой мощностью перевалки 5 млн тонн). В самой России есть только один порт, который может принимать большие суда водоизмещением 150 тыс. тонн, - это Новороссийск. Он способен переваливать до 2 млн тонн зерна в год. Зерновой экспорт идет также через порты Азовского моря (например, Таганрог), однако зимой они замерзают, и с декабря по февраль зерно не отгружают. Другие порты, например Санкт-Петербургский, только начинают работу с зерновым экспортом. Кроме того, российские экспортеры пользуются портами государств Прибалтики, однако выгодность этого маршрута невелика. "Если вы отгружаете зерно через Новороссийск, то доставка по железной дороге идет по внутреннему тарифу. Доставка зерна в порты балтийских республик и Украины идет уже по экспортным расценкам, которые выше внутренних примерно в два раза", - поясняет Рудольф Булавин из ОГО. Иногда из-за расходов на перевозки по железной дороге невыгодно возить зерно даже внутри России. Так, экспорт зерна в Китай и Японию из Сибири теряет смысл из-за расценок МПС (сейчас, правда, железнодорожники снизили тарифы на перевозку зерна на 20%, но пока никто еще не просчитал, станет ли теперь рентабельно вести зерно из Сибири на Дальний Восток).

В ближайшие годы ситуация с транспортной инфраструктурой, как надеются российские экспортеры, должна существенно улучшиться. В соответствии с государственной программой уже ведется реконструкция российских портов на Балтийском и Черном морях и на Дальнем Востоке. За три года мощности портов по экспорту должны вырасти в четыре раза, до 13 млн тонн. Единственное, чего опасаются экспортеры зерна, - к тому времени мировые цены пойдут вниз и российская пшеница не будет уже так привлекательна, как сегодня.