Газета "Ведомости". Дума Продала Землю.


Послал Российская сельская информационная сеть 17 мая 2002 11:07:43

Дума продала землю
Напугав олигархов

Наталья Неймышева
Елена Евстигнеева
Ведомости
17 мая 2002

Вчера Госдума приняла в первом чтении правительственный вариант закона об обороте сельхозземель. Он превращает всех инвесторов в доверительных управляющих, нанятых крестьянами. Чиновники уверяют, что иного пути защитить права компаний на землю просто не существует. А в некоторых сельскохозяйственных холдингах считают, что даже "леваки"-аграрии предлагали более приемлемый для бизнеса вариант закона.
Законопроект, подготовленный чиновниками Минимущества и Минсельхоза, так напугал крупный бизнес, что бюро РСПП пришлось обратиться за помощью к Геннадию Селезневу. Ведь в статье 13 говорится, что, как только закон вступит в силу, ко всем ранее заключенным договорам аренды будут применяться правила доверительного управления.

Доверительное управление - это в некотором смысле противоположность аренде. Управляющий не сможет получать прибыль от использования земли - весь доход придется отдавать собственнику (бывшему колхознику, который владеет земельным паем) , а от него получать вознаграждение за услуги. "Это будет означать, что всю прибыль от деятельности своих хозяйств "Русагро" должна будет отдавать пайщикам", - говорит гендиректор компании "Русагро" Вадим Мошкович.

Но чиновники уверяют, что не имели этого в виду. По словам начальника отдела управления земельной реформы Минимущества Елены Бондаренко, предпринимателям не придется менять условия заключенных договоров. Документы даже не нужно будет переоформлять - просто с момента вступления закона в силу договоры аренды будут считаться договорами траста. Делается это только для того, чтобы защитить инвесторов от судебных преследований со стороны конкурентов. По словам Бондаренко, сейчас компании постоянно рискуют, поскольку Гражданский кодекс вообще не предусматривает аренду земельных паев. Следовательно, любой договор аренды можно расторгнуть через суд, говорит чиновник.

Юристы крупных сельхозкомпаний признаются, что давно привыкли к этому риску, а нововведения гораздо более опасны и в некотором смысле оскорбительны для бизнесменов. Начальник отдела правового обеспечения земельных отношений "Росхлебопродукта" Елена Солодова опасается, что крестьяне начнут судиться с компаниями, требуя от инвесторов исполнения прямых обязанностей доверительных управляющих. А замдиректора компании "АГРИКО" Михаил Солдатов думает, что пайщики теперь потребуют увеличения арендной платы. По его словам, сейчас расходы на обработку 1 га земли составляют примерно $100 в год, из которых пайщики получают от 12% до 26% , а остальное идет на закупку семян, удобрений, химикатов, ГСМ и прочие расходы. Повышение арендной платы, по мнению Солдатова, сделает агробизнес заведомо нерентабельным.

Чтобы не ставить олигархов в неловкое положение, правительство, по словам источника в Белом доме, готово ко второму чтению внести в законопроект поправку, которая запретит менять условия ранее заключенных договоров. Но есть и другая проблема. Законопроект запрещает аренду "идеальных" земельных долей. Это затормозит активно идущий сейчас земельный оборот, уверена руководитель аналитического центра агропродовольственной экономики ИЭПП Евгения Серова. По ее словам, крупным арендаторам придется арендовать разрозненные участки, а потом тратить время и деньги на их консолидацию.

Но и это можно исправить, уверяют чиновники. Юристы Минсельхоза и Минимущества разработали поправку, по которой для аренды поля не требуется согласия всех пайщиков. Достаточно будет дать в газете объявление, собрать как минимум 10% собственников и принять решение большинством голосов собравшихся. Но член наблюдательного совета агрофирмы "Белая дача" депутат Виктор Семенов все-таки предпочитает аренду земельных долей. За ее сохранение, по словам Семенова, выступает и вся фракция ОВР. А Елена Солодова из "Росхлебопродукта" убеждена, что оптимальный для бизнеса законопроект написал аграрий Николай Харитонов. Жаль только, что аграрии не имеют в Думе большинства.