СКОЛЬКО СТОИТ ВСТУПЛЕНИЕ В “ЕДИНУЮ ЕВРОПУ”?


Послал Российская сельская информационная сеть 03 мая 2002 10:46:07

СКОЛЬКО СТОИТ ВСТУПЛЕНИЕ В “ЕДИНУЮ ЕВРОПУ”? Страны-новички Евросоюза, прежде чем что-то выиграть,сначала много потеряют.
Как уже сообщали "Крестьянские ведомости", страны ЕС приняли решение не предоставлять новым членам из числа государств Восточной Европы выплат в полном объеме в соответствии с принципами Единой сельскохозяйственной политики (Common Agricultural Policy — CAP).

Иными словами, аграрии Восточной Европы в течение нескольких лет свои субсидии будут получать лишь частично. Однако в докладе Еврокомиссии, посвященном этой проблеме, отмечается, что сам факт членства восточноевропейских стран в ЕС создаст для крестьян отличные перспективы, и никаких дисбалансов в новом образовании при этом не возникнет. Авторы обосновывают свое заключение следующим образом.

Рассматривались четыре варианта развития событий:
1) расширения не происходит;
2) происходит введение на новых территориях Единой сельхозполитики без прямых выплат производителям-аграриям;
3) применяются принципы единой политики с прямыми выплатами;
4) рассматриваются предложения стран-кандидатов.

При моделировании ситуации в ЕС пришли к выводу, что даже при самом неблагоприятном сценарии вступление в Евросоюз будет иметь самый положительный эффект с точки зрения роста доходов аграриев восточноевропейских стран.

С другой стороны, эксперты ЕС считают, что выплата 100% прямых субсидий сельским производителям стран Восточной Европы при их вступлении в Евросоюз создаст значительные социальные диспропорции и неравенство в этих же странах и помешает необходимой структурной реформе, поскольку доходы фермеров возрастут более, чем в 2 раза. Позитивный эффект от членства в Евросоюзе может быть достигнут только при условии перестройки всего сельского хозяйства Восточной Европы с тем, чтобы оно отвечало стандартам ЕС.

По расчетам, простое применение рыночных механизмов ЕС (таких как интервенции на рынке без прямых выплат), вызовет рост доходов фермеров в восьми восточноевропейских странах в 2007 году на 30%. Наиболее значительно увеличатся доходы фермеров Чехии (на 60%), Латвии (59%), Эстонии (55%), Словакии (45%), а также Польши (35%).

С учетом временного периода, берущегося за основу величины выплат, рост прибыли фермеров в Восточной Европе утроится, если выплаты будут применяться на все 100% (прибыль составит плюс 89%). А если бы прошло предложение стран-кандидатов, то суммарный доход фермеров в этих странах возрос бы в 4 раза (положительный эффект составит плюс 123%).

Такие расчеты дали основание руководству ЕС говорить, что само пребывание в ЕС уже осчастливит фермеров восточной Европы. Кроме того, из доклада становится ясно, что лишних средств на развитие никто не даст, и если новички собираются получать дивиденды, они должны отвечать стандартам ЕС.

Франц Фишлер, комиссар Евросоюза по проблемам сельского хозяйства заявил в этой связи, что предложение о поэтапном увеличении субсидий для новичков с 25% до 35% в 2006 году создаст лучшие условия для адаптации, чем в случае неучастия в расширении ЕС. По его словам, этих сумм "достаточно для обеспечения нормального роста доходов". Обращает на себя внимания фраза Фишлера о том, что выплаты в полном размере приведут к такому росту доходов крестьян Венгрии или Чехии, что они в 2 раза будут превосходить среднюю зарплату в этих странах. Это якобы создаст социальную напряженность, несправедливость, а у самих крестьян вызовет нежелание что-либо менять в своем отношении к труду и уничтожит стимулы к росту.

Как представляется, расчеты ЕС грешат одним недостатком: в них отмечаются одни плюсы и не замечаются некоторые вполне очевидные минусу. Авторы исходят из того, что спрос на продовольствие не только останется на нынешнем уровне, но и возрастет. В том числе, за счет населения Западной Европы. Но если произойдет общий рост цен в Восточной Европе и они сравняются с ценами на Западе, потребление продовольствия на Востоке упадет. А полагать, что дешевое продовольствие с Востока пойдет на Запад, просто смешно. Вряд ли это допустят фермеры стран, входящих ныне в ЕС. К тому же всегда легко заявить, что стандарты качества не те, санитария не соответствует уровню Европы, что не соблюдаются нормы по содержанию животных, наконец. Скорее, продовольствие Западной Европы хлынет в ту же Польшу, Чехию и т.д.

Не похоже, что в рамках ЕС в Восточной Европе можно будет продавать местное продовольствие по низким ценам. В таком случае Восточную Европу обвинят в подрыве Единой сельскохозяйственной политики ЕС, куда она вступает.

На перестройку сельского хозяйства и его структуры требуются средства. Есть ли они в Восточной Европе? Ответ очевиден.

Надежды на западных инвесторов таят определенный риск, не только экономический, но и политический. В европейской прессе уже сейчас появляются публикации относительно опасений чехов по поводу возможного наплыва немцев в Судетскую область, откуда их выселили после войны. Поляки с трудом решили вопрос о приобретении сельхозземель иностранцами. В частности, в конце марта договорились, что граждане ЕС будут иметь возможность приобретать лесные угодья и земли сельскохозяйственного назначения в Польше, однако установлен 12-летний переходный период, в течение которого это будет контролироваться польским правительством. Что касается фермеров-не поляков, проживающих в стране и подписавших соглашения об аренде сельхозугодий, то они будут иметь право выкупать такие земли в течение 3-7 лет, в зависимости от района Польши. Сокращение переходного периода касается в первую очередь западных и северо-западных районов, где до войны проживало очень много немцев. Таким образом, выгоды для сельского хозяйства Восточной Европы от в
ступления в ЕС не столь очевидны, как об этом говорилось всего несколько лет назад. Постепенно вырисовывается совершенно иная картина.

В этой связи нельзя считать неожиданными выводы другого доклада, подготовленного Венским институтом сравнительных исследований в области экономики, появившегося несколько позже доклада ЕС.

Страны, которые вступят в ЕС в 2004 году, больше потеряют, чем приобретут, во всяком случае, в первоначальный период.

По сообщению France Press, эксперт венского института Шандор Рихтер заявил, что в течение первого года пребывания в ЕС новички потеряют около 400 млн евро (351 млн долл. США). Рихтер получил эту цифру при анализе "оптимистического сценария", который исходит из того, что новые члены будут в состоянии освоить определенный процент субсидий, предлагаемых ЕС.

Если они будут в состоянии освоить только 30% фондов, то будут платить больше, чем получать и в 2006 году, то есть спустя 2 года после вступления.

Получается, что положительные стороны расширения ЕС очевидны, но только не совсем понятно, для кого. Во всяком случае, не для аграрного сектора Восточной Европы.

Аналитическая группа «Крестьянских ведомостей»
Опубликовано в газете Крестьянские Ведомости № 15-16 (548-549) от 11 - 20 апреля 2002 года.