Уроки компьютерной грамотности


Послал Журнал Эксперт 19 июля 2001 14:07:29

Уроки компьютерной грамотности
Распределен самый крупный госзаказ в истории современной России - завершился конкурс на поставки компьютеров в сельские школы
Диана Вайнберг


Читайте также в "Эксперте Северо-Запад":

Бизнес - не панацея
Частная инициатива может заменить государство лишь в конъюнктурных сферах российского образования

Школьный дефолт
Ситуация со школьным образованием существенно отличается от положения дел с вузами

Отдайте их нам!
Бизнес строит собственную систему профессионального обучения

Право предлагать идеи
Негосударственные вузы - не альтернатива государственным, но необходимое их дополнение

Двадцать третьего июня министр образования РФ Владимир Филиппов подписал договоры на поставку 50 тыс. компьютеров для более чем 31 тыс. сельских школ всех семи федеральных округов. Федеральному бюджету это обойдется в 1 млрд рублей, еще столько же выделят на эти цели местные администрации.

Первые партии компьютеров в ближайшее время уже отправятся к местам своего назначения. Некоторые регионы, особенно те, куда завезти технику возможно лишь в течение короткого летнего периода, получат ее уже до начала учебного года.

Стоит порадоваться тому, что 2 млрд рублей будут направлены на нужды образования. Как показывает недавняя история, рост цен на нефть, который лежит в основе заметного в последнее время подъема российской экономики, не слишком прочный фундамент для процветания. Поэтому сейчас много говорят о необходимости развивать другие экспортные возможности страны, в частности попытаться вывести Россию на мировой рынок высокотехнологичных продуктов - программного обеспечения, инженерных и научных разработок. По общему мнению, Россия могла бы занять на нем устойчивые позиции, но лишь в том случае, если подтянет уровень знаний основного населения России в области высоких технологий.

Проект "Компьютеризация сельских школ", на выполнение которого и был объявлен конкурс, стал пилотным в рамках более общей федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-2005 годы", поддержанной президентом России и одобренной в целом на заседании правительства на прошлой неделе. Проблемы школы, образования и еще более широкая задача компьютеризации страны (с учетом программы "Электронная Россия") решаются в комплексе, что повышает шансы этих программ на успех. Начиная со школы, власть рассматривает задачу материального переоснащения сферы образования как одну из приоритетных. И это тоже правильно, поскольку без явной поддержки и контроля со стороны руководства страны она вряд ли будет решена.

Наконец, стоит порадоваться и тому, как проходила собственно закупка оборудования - в форме открытого конкурса, который, по словам главы IBS Анатолия Карачинского, поразил всех его участников тем, "что это были самые честные тендеры за всю историю страны".

И все же, не умаляя достоинств самой идеи переоснащения школы и отдавая должное людям, которые инициировали, подготовили "Компьютеризацию сельских школ" и, будем надеяться, доведут его до конца, нужно отметить, что в ходе подготовки проекта выявился ряд пунктов, по которым он выглядит недостаточно продуманным.

Как выбирали поставщиков
С предложением о разработке программы компьютеризации школы Владимир Путин выступил еще летом 1999 года, будучи премьер-министром России. Став вскоре исполняющим обязанности президента, он дал распоряжение оснастить компьютерной техникой 40 тыс. сельских школ России. Денег, правда, так и не нашли, хотя речь шла о сумме на порядок меньшей, чем сейчас - о 260 млн рублей. Но от самой идеи, тем не менее, не отказались. К началу нынешнего года Министерство образования РФ уточнило потребности в деньгах и технике, подготовило техническое задание, согласовало различные аспекты проведения конкурса и утрясло взаимоотношения федерального центра с регионами.

26 февраля этого года был объявлен "Открытый конкурс по размещению заказа на поставку оборудования для нужд сельских учреждений образования в рамках проекта 'Компьютеризация сельских школ'".

Проведение конкурса по всем семи федеральным округам было возложено на исполнительную дирекцию по программе "Дети России". Заявки на участие в конкурсе подали всего 20 фирм, хотя конкурсную документацию запросили не меньше сотни: требования заказчика оказались довольно жесткими.

Интересно, что разброс цен в представленных заявках был довольно велик. Например, рабочее место учителя (компьютер на процессоре Pentium III 800 МГц, с оперативной памятью 128 Мб с возможностью расширения до 512 Мб, жестким диском 30 Гб и 17-дюймовый монитор) компания "Формоза" предлагала за 43,2 тыс. рублей, R-Style - за 36,384 тыс. рублей, "Аквариус Дата" - за 33,140 тыс. рублей, а DellSystems - за 24,471 тыс. рублей. Самые низкие цены в заявке на участие указала фирма K-Systems - 23,2 тыс. рублей. Однако 15 экспертов, оценивших каждую заявку, ориентировались не только на цену. Учитывались, в порядке их приоритетности, следующие параметры: правоспособность фирмы-участника, ее квалификация, соответствие предложения техническим условиям проведения конкурса, предложенные цены и возможность предоставления преференций.

По итогам рассмотрения заявок контракты на поставки в Уральский и Южный федеральные округа получила DellSystems, в Сибирский, Дальневосточный и Северо-Западный округа - Kraftway, поставлять технику в Центральный округ будет "ИВК", в Приволжский - "Крок".


Знания - силой
Первый вопрос: а почему, собственно, речь идет о компьютеризации только сельских школ? Разработчики проекта говорят о необходимости преодоления информационного неравенства между сельским и городским подрастающим поколением. Общеизвестно, что в редкой деревенской школе есть компьютеры, даже возможности увидеть компьютер у детей из российской глубинки куда меньше, чем у их городских сверстников. Но, с другой стороны, компьютеры есть далеко не в каждой городской школе. И надо еще знать, что это за компьютеры.

При том что в целом по стране компьютерными классами оснащены не более 70% полных, то есть одиннадцатилетних, школ (или 40% включая восьмилетние), лишь 26% из этих компьютеров IBM-совместимые или Macintosh. Основная масса используемой в школе техники - это разработанные еще в советские времена УКНЦ, "Искры" и "Электроники", которые подлежат немедленной замене уже хотя бы потому, что не отвечают медицинским нормам. Сам по себе факт наличия в школах IBM-совместимой техники вовсе не свидетельствует о том, что они удовлетворительно оснащены. Например, в астраханской средней школе N49 установлены IBM-совместимые машины на 386-м процессоре Intel. В этих компьютерах нет жесткого диска, они загружаются с дискет, разумеется, никакое даже относительно современное программное обеспечение на них не установить. Чему можно научиться, пользуясь такой машиной?

Даже после реализации программы в сельских школах будет один компьютер на 100 учеников
Понятно, что средств, которые страна может выделить на переоборудование школ, на всех просто не хватает, достаточного количества техники не получат даже сельские школы, где после реализации программы будет 1 компьютер на 100 учеников. Ну так, может быть, стоило решать проблему, основываясь не на принципах уравниловки, а на здравом смысле? Позволить школам, в которых установлена устаревшая техника, купить более современное оборудование, значило бы сделать шаг, к которому их ученики и учителя уже готовы.

Один из разработчиков московской программы информатизации образования, ректор Московского института повышения квалификации работников образования, профессор Алексей Семенов, изучавший опыт других стран, решавших сходные задачи, считает, что равномерно распределять компьютеры, по одному-два на сельскую школу, "это все равно, что дать по одному карандашу на класс для обучения письму". Он предлагает другой, более действенный, по его мнению, принцип расходования денег на закупку компьютеров для сельских школ: "Пусть каждая школа объяснит, что она собирается делать с компьютером, как предполагает его использовать. Я просто уверен, что количество написавших сколько-нибудь содержательную заявку будет значительно меньше, чем общее число сельских школ. Денег же на оснащение техникой каждой реально нуждающейся школы станет, соответственно, больше".

Предположение о том, что далеко не все школы сегодня готовы компьютеризироваться, подтверждает печальный опыт Московского комитета образования. В 1998 году оператор связи "МТУ-Информ" предложил столичным школам бесплатно подключиться к Интернету и получить электронный адрес. Для этого администрации школы нужно было всего лишь написать стандартную заявку: подключите, мол, нашу школу к Интернету, и мы будем использовать его возможности для образовательных целей. За два года такие заявки направили лишь чуть больше двух третей московских школ. И это в столице, где преподаватели часто встречаются на конференциях и семинарах, делятся опытом, подталкивая таким образом друг друга к освоению нового, где Интернет есть на каждом шагу, а значит, дети и учителя о его возможностях по крайней мере слышали, где, в конце концов, много компьютеров.

Вот еще пример. В той же Москве городской комитет образования предложил преподавателям общеобразовательных предметов и информатики провести совместные занятия в компьютерном классе, используя информационные технологии в ходе обычных уроков, для проведения экспериментов или лабораторных работ. Такой подход позволял очень деликатно решить самую сложную проблему: опыт совместной работы получал бы каждый из преподавателей, согласившихся на эксперимент, но при этом для преподавателя-предметника исключалась опасность оказаться один на один с непривычной ему техникой. Возможностью провести такие уроки воспользовались лишь 2% столичных школ.


Как учить учителей?
Начальник управления информационных технологий в образовании Минобразования России Александр Александрович Поляков, один из разработчиков проекта "Компьютеризация сельских школ": "Я считаю принципиальным то, что мы начали модернизацию образования с сельских школ. Можно было, конечно, начинать с разработки методологии или построения сервисных центров, но нам приходится двигаться широким фронтом, решать одновременно множество задач. На то, чтобы двигаться постепенно, у нас уже просто нет времени. Поставка компьютеров в сельские школы должна инициировать процесс вывода их на новый уровень, а без этого мы не можем двигаться дальше, ведь цифровой разрыв, когда следствием неравенства в доступе к информационным технологиям становится углубление неравенства экономического, социального и культурного, - это реально существующая проблема. Так что модернизация системы образования это не просто способ решить социальные проблемы и не только средство усилить экспортный потенциал России - это, по большому счету, наш шанс не стать страной третьего мира"

"Результат вполне закономерен, - считает Алексей Семенов. - Компьютер вносит в преподавание значительные изменения, и далеко не все учителя к ним готовы. Предполагается, что в сельских школах компьютер будет использоваться в равной степени на уроках информатики и при преподавании других дисциплин. Интересно, какая часть учителей, работающих на селе, сможет воспринять такие изменения?"

Наличие в школе компьютеров само по себе проблему компьютеризации образования не решает. Необходимо обучить учителей, обеспечить методическое сопровождение изучения информатики и использования компьютера для преподавания других предметов. Однако решить эти задачи оказалось не так просто, как закупить технику. Так, методической подготовкой учителей, по мысли разработчиков проекта, должны будут заниматься региональные вузы. Но, во-первых, задача эта для большинства из них незнакомая. А во-вторых, как выясняется, не так просто увязать интересы институтов и школ и урегулировать их финансовые взаимоотношения. "Вузы находятся в федеральном подчинении, а школы - в муниципальном. Смешать их деньги очень сложно", - объясняет начальник управления информационных и образовательных технологий Минобразования Александр Поляков.

Остается надеяться на специальные ресурсные центры, создание которых предусмотрено федеральной целевой программой. Но она пока еще не утверждена, и стало быть, федеральный бюджет помочь учителям в освоении новой техники пока не может. На этот случай в министерстве предусмотрели создание необходимой инфраструктуры силами местных администраций: сегодня почти во всех регионах разрабатываются собственные программы компьютеризации образования. Но они только еще разрабатываются.

Отсутствие комплексного видения всего процесса компьютеризации школы может привести к весьма невеселым результатам. Примером тому - ситуация в Якутии. Этот регион - один из самых богатых в России. Неудивительно, что в местных школах техники достаточно: ее по распоряжению президента Якутии Михаила Николаева в 2000 году завезли буквально во все школы республики. Однако во многих из них, особенно в удаленных, техника так и стоит нераспакованной. По уверениям директора Якутского центра дистанционного обучения Николая Артемьева, республиканское министерство образования работает над этой проблемой. Но сколько месяцев уйдет на это? Тем временем закупленная техника стареет и дешевеет на глазах.

Проблему эту решить можно было бы, если предвидеть ее заранее. Например, так, как это сделали в одном из самых бедных российских регионов - на Камчатке, расположенной в двух часовых поясах от Якутии. Камчатская администрация остановила выбор на технике Apple. Эта фирма известна и как производитель компьютерного оборудования для сферы образования в США (там компьютеры Apple установлены в 63% школ). Одновременно с качественной и современной техникой Камчатка получила от поставщика - фирмы DPI - целый комплекс услуг, предназначенных специально для учебных заведений: программное обеспечение для изучения специальных и общеобразовательных предметов, методические пособия, тренинги для школьных учителей. Первым делом компьютерами Apple были оснащены кафедра информатики местного института повышения квалификации учителей и те из петропавловских школ, где работают инициативные учителя информатики. Затем очередь дошла до районных и сельских школ. Поскольку процесс был эволюционным, к тому моменту, когда техника была установлена в 30% камчатских школ и в центре обучения учителей, в институте повышения квалификации и в школах-первопроходцах уже сложилось четкое представление о том, что с помощью этих компьютеров можно сделать. "Первопроходцы" могли делиться своим опытом с "неохваченными".

Камчатский проект, который без преувеличения можно назвать состоявшимся - за пять лет компьютеры получили почти 80% школ области, сегодня развивается в основном благодаря усилиям местных лидеров. Тем не менее на первом этапе опыт Apple и DPI сыграл очень существенную роль.

Нужно ли предоставлять преференции российским производителям?


Кто поможет с ремонтом?
Наличие в школе компьютеров само по себе проблему компьютеризации образования не решает
В проекте "Компьютеризация сельских школ" Минобразования на первых порах, по словам Александра Полякова, тоже в немалой степени рассчитывает на помощь поставщиков. Не зря расходы на сервисную поддержку в первый год реализации проекта включены в стоимость поставки оборудования (на установку и обслуживание техники из 2 млрд рублей отводится 400 млн). Но вот проблема: с образовательной средой практически ни одна компания из выигравших в конкурсе не сталкивалась.

Конечно, как замечает Алексей Семенов, включить в конкурсную документацию такой эфемерный фактор, как корпоративная культура, направленная на поддержку образования, довольно сложно. Но все же несколько странно, что, не забыв о необходимости поддержки отечественного производителя (преференции имели фирмы, подтвердившие, что 15% стоимости их продуктов производятся на территории России), организаторы конкурса не принимали во внимание наличие или отсутствие у претендентов опыта работы со сферой образования.

Не был принят во внимание и еще один очень важный показатель - наличие у претендентов на поставки техники развитой сети сервисных центов. А ведь вопрос организации сервиса чрезвычайно важен. Конечно, отобранные конкурсной комиссией поставщики, уважаемые и известные фирмы, имеют и опыт поставок компьютерной техники в крупные учреждения и компании, и опыт предоставления таким компаниям сервисных услуг. Но в данном случае он им мало поможет. У малоопытных пользователей, какими на первых порах, безусловно, будут учителя, постоянно возникает масса самых элементарных вопросов, решением которых в крупных компаниях и организациях занимаются обычно специально выделенные сотрудники службы технической поддержки или системные администраторы. А к кому должны обращаться за помощью учителя, если сотрудников фирмы-поставщика поблизости нет? Не в Москву же звонить! Между тем лишь одна из компаний, выигравших в конкурсе, Kraftway, признала, что проблема обслуживания действительно будет серьезной, и она собирается создавать региональные центры поддержки пользователей по горячей линии. Остальные победители считают, что школы можно будет обслуживать так же, как других клиентов.


Подытожим
Во-первых, при подготовке проекта ни готовность школы к работе с новой техникой, ни ее способность эту технику освоить по большому счету во внимание не принимались. И хотя, с одной стороны, действительно трудно предполагать, что учителя и администрация школ, компьютеров в глаза не видевшие, смогут осмысленно рассказать, что они собираются делать со свалившимся на них счастьем, с другой стороны, нельзя не признать, что эффективность и интенсивность использования техники в более подготовленных школах была бы выше. И совсем не обязательно это должны быть лицеи для избранных, просто в такой школе должен быть преподаватель, который хочет работать не по старинке.

Во-вторых, вопросы методической и квалификационной подготовки учителей к работе с новой для них техникой, создание сервисных и технических центров по ее обслуживанию, организация горячих линий поддержки пользователей на местах, конечно, должны были решаться до начала поставки компьютеров, в крайнем случае одновременно, но уж никак не после закупок.

То, что эти важные, на наш взгляд, вещи были упущены, объясняется просто отсутствием опыта реализации столь масштабных проектов в области образования. Но поскольку проект компьютеризации сельских школ признан пилотным для всей федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды", есть надежда, что в дальнейшем подобных ошибок можно будет избежать. Тем более что закупаемая для этого проекта техника достаточно мощна и современна, а значит, не устареет еще несколько лет. В любом случае надежда на то, что Минобразования справится с задачей компьютеризации сельских школ, даже на ходу формируя методические и сервисные центры, дорабатывая программы и обучая учителей, остается.

Новый рынок
В рамках лишь двух федеральных целевых программ - "Электронная Россия" и "Единая образовательная среда" - предусмотрено до 2010 года израсходовать на модернизацию образования почти 70 млрд рублей. Но это расходы только бюджетов различных уровней, а ведь спрос на информационно-коммуникационные технологии в сфере образования со стороны негосударственных структур будет никак не меньше. Это означает, что в России в ближайшие годы откроется новый невероятно емкий рынок.

Чтобы насытить его, предстоит создать целую индустрию разработки образовательных программ, интерактивных курсов, программ дистанционного обучения и тестирования. Значительная их часть будет размещена на общедоступных образовательных порталах, которые тоже еще только предстоит создать. Скачок спроса на программные продукты со стороны сектора образования станет сильным стимулом для рынка заказного софта, который, как ожидается, за ближайшие пять лет вырастет в 10-15 раз.
Компьютеризация образования подтолкнет спрос и в секторе телекоммуникационных услуг, одном из самых динамично развивающихся в России (рост в 2000 году составил 36%). К 2010 году будут полностью компьютеризированы все вузы, три четверти ПТУ и техникумов и более половины школ страны. Это означает прибавку как минимум 15 млн потенциальных пользователей Интернета к имеющимся на сегодня 3,5 млн.

При том что во всей отрасли связи сейчас занято 800 тыс. человек (по численности связисты уступают только лесникам), а вузы страны ежегодно выпускают менее 2 тыс. специалистов, ожидается, что потребность в профессионалах в области информационных технологий к 2005 году возрастет до 100 тыс. человек в год. Однако еще значительно большее число людей, занятых в других отраслях, будут нуждаться в повышении своей компьютерной грамотности. Так что можно ожидать взрывного спроса и на услуги по обучению и переподготовке кадров.